Два события лежат рядом: публикация так называемого доклада Костина о росте роли социальных медиа и сетей в российской политике и переформатирование русской редакции радио «Свобода». Чтобы показать связь этих событий, придется взять за скобки судьбу нынешней редакции. Журналисты «Свободы» — мои многолетние друзья. Я знал Волчека, Резункова, Бабицкого еще в конце 1980-х. Андрея Трухана, Михаила Соколова я знаю с конца 1970-х. И с волнением читаю то, что пишется о разгроме редакции. Но это наш личный, либо «цеховой» контекст. Есть и другой контекст.
Сейчас в тех кругах, где готовился «доклад Костина», конечно, с интересом обсуждают, каков будет стратегический курс обновленной «Свободы». В этих размышлениях и Машу Гессен можно взять за скобки. Суть вот в чем. Доклад Костина предупреждает: решающую роль в 2016-2018 годах будут играть сети, а не телевидение. В свое время, в годы холодной войны, радио «Свобода» сыграло ту же роль, что сегодня играет интернет. Это была роль хаба, координирующего узла, и в пражских событиях, и в польских. И в падении Берлинской стены. И в крушении СССР. Понятно, что главным политическим субъектом являются сами оппозиционные группы и их собственные координирующие центры. Но роль «Свободы» как хаба в те годы была колоссальной. По трем причинам. «Свобода» оказывалась «окончательно легитимизирующей информационной инстанцией» для самих участников движения. Во-вторых, она же легитимизировала перед мировым сообществом те или иные стратегии оппозиции и тех или иных ее лидеров. И, в-третьих, она же и оказывалась пристанищем для интеллектуалов, бежавших от местных преследований. «Свободу» слушали миллионы. И что там сказано, то и есть. А чего не сказано, то и не стоит внимания. В этом смысле «Свобода» играла важную роль в форматировании оппозиции. «Свобода» проводила отсев наиболее респектабельных участников движения — вменяемых, договороспособных и обладающих определенным масштабом политического мышления.
Теперь эту роль играют не радиостанции, а интернет. Но это «носители», средства. А саму миссию хаба никто не отменял, она никуда не делась.
Может ли «Свобода» вновь оказаться в такой роли? Да, может. Но не за счет «редакции Маши Гессен», а за счет объединения сил русских и американских специалистов по сетям. Кадровый ресурс в такой ситуации огромен. Отдельно взятые российские полицейские инстанции, контролирующие сети, не смогут противостоять. И не только они. Никто не может на отдельном национальном уровне противостоять таким современным системам производства контента и его продвижения. Это показали и «арабские революции».
Будут ли американцы это делать? А этого никто не знает. Не знают этого и в Кремле. Но боятся. В мировой политике логика — не у событий, а у интерпретаций. Интерпретации рождают ожидания, а ожидания — события.
По неизвестным нам причинам В. В. Путин довольно бесцеремонно поступил с президентом Обамой по вопросу «перезагрузки». Поступил не по-ковбойски, а по-чекистски. То есть обманул. Притом что американцы оба его первых срока весьма благоволили Путину (в отличие от многих европейцев). В благословенные времена Кондолизы мы были лишь 13-й страной в перечне внешнеполитических проблем США. Да и позже, уже при Обаме. А теперь вот после грубого фокуса с «перезагрузкой» — неизвестно, где мы. И что будет делать новая администрация Обамы из «Свободы»? Может быть, редакцию журнала для путешественников. А, может быть, элитный клуб для медитирующих джентльменов? А вдруг она будет нам делать «аль-джазиру»? Со всей мощью своих многочисленных «ньюсрумов». При поддержке всей мировой «прогрессивной общественности».
А и будет. Потому что путинисты этого ждут. Конфликт уже создан их ожиданиями. И логика ожиданий подталкивает американцев к тому, чтобы дальше играть в предложенную Путиным игру. Снаружи глядя, теперь в России опять «ад» — клерикализация, попрание прав и свобод, агрессивные настроения, отказ от соблюдения собственной Конституции, унижение меньшинств и проч. и проч. То есть «весь набор». Все то, что так «любят» американцы. А уж после того, как мы бульдозером заровняли в Москве церковь пятидесятников (весьма влиятельных в США), просто напрашивается какая-то «аль-джазира».
Доклад Костина просто предупреждает: российские власти не смогут выиграть войну в сетях. Не надо на нее напрашиваться. Ни белорусские, ни китайские способы ограничения движения контента в сетях не помогут. Тем более в перспективе 5-7 лет. Только очень глупые депутаты от ЕР, измышляющие все новые фокусы по контролю за сетями, думают, что изоляционистская стратегия и расширение полицейских полномочий кому-то помогли в такой войне. Доморощенные тактики (пусть чиновники заведут блоги, чтобы показать власть с «человеческим лицом», пусть комсомольцы активнее травят оппозиционеров, пусть будет уголовная статья за антиправительственные высказывания и т. д.) — это все хиты «прошлого сезона». Тех благодатных времен, когда американская пропагандистская машина тихо дремала, как кот на солнцепеке. Пока Буш с симпатией заглядывал в глаза «русскому парню Володе». А вот каков же будет наш воинственный «асимметричный ответ», если она проснется? И разинет свою гигантскую огнедышащую пасть размером с планету Юпитер? Вот о чем спрашивает «доклад Костина». Ответа там нет.