Убойная сила: как ветеран фитнес-индустрии воюет за долю рынка стоимостью $244 млрд
На рассвете 22 марта 2021 года трое фитнес-инструкторов и съемочная группа из 39 человек выдвигаются из лагеря на Эвересте в сторону Кала-Патхар — пика высотой 5643 м с видом на самую высокую гору в мире. Подъем транслируется в прямом эфире для более чем миллиона подписчиков сервиса iFit по всему миру. Подписчики в это время занимаются на оборудованных сенсорным экраном беговых дорожках, велосипедах и эллиптических тренажерах NordicTrack и ProForm, которые автоматически с каждым шагом подстраиваются под все больший уклон горы. Этим походом iFit презентует новую серию виртуальных тренировок из 18 частей, снятых в Непале. Кроме нее, растущая библиотека сервиса включает интерактивные тренировки со всего мира — от Мауи и Гранд-Каньона до горы Килиманджаро и швейцарских Альп.
«Я был на Эвересте в то время, когда снимали видео, но всю тренировку пройти не смог», — признается 66-летний сооснователь и гендиректор iFit Скотт Уоттерсон. Он общается с Forbes по Zoom из своего обшитого деревом кабинета в Логане, штат Юта. «Семья считает, что мне стоит проводить чуть больше времени в тренажерном зале», — добавляет он, посмеиваясь.
В прошлом году, когда спортзалы закрылись из-за пандемии, миллионы американцев бросились к домашним велотренажерам, беговым дорожкам и онлайн-тренировкам. Главным бенефициаром этого стала компания Peloton, которая в 2020 году впервые в своей девятилетней истории отчиталась о чистой прибыли. Стартап вынуждает пропотеть не только 3 млн своих клиентов: Уоттерсон пытается догнать конкурента еще с 2014 года, когда Peloton выпустил свой первый велотренажер.
Непаханое поле для вложений: почему взлетели проекты в сфере онлайн-фитнеса и ожидает ли их откат
Крути педали
Скотт Уоттерсон крутится в сфере фитнеса с 1977 года. Во время учебы в Университете штата Юта он вместе с приятелем Гэри Стивенсоном основал компанию, которая позднее превратилась в iFit, производителя тренажеров NordicTrack и ProForm. В конце 1980-х, когда основатель Peloton Джон Фоли еще был подростком, iFit стала первопроходцем в области домашних тренировок. Компания в то время выпускала беговые дорожки, которые присоединялись к VHS-плеерам и автоматически меняли наклон в соответствии с тренировками на кассетах.
iFit был крупнейшим в мире производителем фитнес-оборудования, пока не уступил этот титул гораздо более молодой компании Peloton. В иске к Peloton, поданном в 2016 году, iFit утверждала, что в 2013-м Фоли приезжал в офис компании и просил поделиться технологией велотренажеров, но получил отказ. С тех пор Peloton быстро вырос и затмил своего конкурента. После начала пандемии популярные велотренажеры Peloton с тачскрином и онлайн-занятия фитнесом позволили компании укрепить лидерство: выручка почти в $3 млрд за прошлый год оказалась в два раза больше, чем у iFit ($1,5 млрд).
iFit теперь планирует выйти на биржу вслед за конкурентом. Меньше года назад, в октябре, компанию оценили в $7 млрд во время раунда на $200 млн от инвестиционной фирмы L Catterton, одним из владельцев которой является миллиардер Бернар Арно. По данным Forbes, доля Уоттерсона в iFit стоит $3,2 млрд (Forbes применяет дисконт 10% к оценкам непубличных компаний). Это превышает состояние Фоли в $2 млрд, основная часть которого приходится на 6% в Peloton с учетом опционов.
Мировой рынок фитнеса, спортивного оборудования и одежды сейчас оценивается в $244 млрд, и за его долю борются не только iFit и Peloton. С января 2020 года инвесторы вложили больше $800 млн в пять стартапов, среди которых разработчик фитнес-зеркал с искусственным интеллектом Tempo и производитель тренажеров для силовых тренировок Tonal. Производитель спортивной одежды Lululemon приобрел разработчика фитнес-устройств Mirror за $500 млн. Сайкл-студия SoulCycle начала выпускать собственные велотренажеры, и даже Apple запустил сервис видеотренировок Fitness+. Еще один игрок рынка, компания Beachbody, увеличил число подписчиков на свой фитнес-стриминг в прошлом году на 53% и в июне вышел на биржу посредством слияния с производителем велотренажеров Myx Fitness и компанией-«пустышкой». Эта сделка моментально сделала сооснователя стартапа Карла Дайкелера миллиардером и превратила Beachbody в угрозу как для Peloton, так и для iFIT.
Триатлет из McDonald’s: почему IPO фитнес-стартапа Peloton стало одним из худших за 10 лет
Конечно, Уоттерсон просто так не сдается. iFIT продолжает производить новые продукты, включая собственное фитнес-зеркало Vault, которое поступило в продажу в январе. Компания выпускает по 100 новых тренировок в месяц и заключила с фитнес-клубами Planet Fitness сделку, позволившую в обмен на миноритарную долю увеличить библиотеку тренировок почти до 15 000 занятий. Это на 50% больше, чем у Peloton. Кроме того, iFit занялась темой майндфулнесс (тренировка присутствия в настоящем моменте с помощью медитативных техник. — Forbes) и выпустила серию упражнений на осознанность и занятия йогой под названием iFit Mind. Компании принадлежит больше 400 патентов, и недавно она представила новый режим тренировки, который автоматически меняет на тренажере наклон и уровень сопротивления в зависимости от необходимой частоты пульса.
Эти заветные патенты стали инструментом борьбы iFit с Peloton. Свой первый иск о нарушении патента iFit предъявила конкуренту в 2016 году. В иске утверждалось, что Фоли скопировал технологию iFit в своем фирменном велотренажере. В мае прошлого года уже Peloton предъявил иск к iFit. Сейчас компании ведут как минимум три разбирательства одновременно.
«Я люблю держать при себе ключи от входной двери и не люблю слишком часто ими делиться», — говорит Уоттерсон.
Пионеры индустрии
Скотт Уоттерсон вырос в семье мормонов в маленьком университетском городке Логан, штат Юта. Родной дом он впервые надолго покинул в 1977 году, когда ему было уже 22. Тогда он сделал перерыв в учебе в Университете Юты и отправился в Тайбэй с двухлетней миссией по продвижению веры мормонов. В тот же год Уоттерсон занял $2000 у отца и вместе с однокурсником Гэри Стивенсоном основал компанию Weslo, которая продавала импортную мебель из Азии.
Вернувшись домой и окончив университет со степенями в бизнесе и китайском языке в 1979 году, Уоттерсон пробовал продавать печи для сжигания древесных отходов, но затем переключился на велотренажеры и беговые дорожки, которые производились в основном в Тайване. Их он продавал под брендом ProForm.
В 1989 году Уоттерсон и Стивенсон продали Weider Health and Fitness большую часть своей компании. Сумма сделки не раскрывалась, но основатели Weslo остались миноритарными партнерами, а Уоттерсон — генеральным директором. Через пять лет инвестиционная фирма Bain Capital, которую тогда возглавлял будущий кандидат в президенты США Митт Ромни, приобрела у Weider мажоритарную долю в Weslo за $370 млн. Под управлением Bain компания начала быстро скупать фитнес-бренды, в том числе NordicTrack (в 1999 году) и Freemotion (в 2000-м). Между очередной трехлетней миссией в Тайвань в 2004 году и уходом из компании в 2008 году Стивенсона, который решил войти в Первый кворум семидесяти мормонской церкви, Уоттерсон и Bain превратили компанию в крупнейшего производителя фитнес-оборудования.
В 2010 году Уоттерсон начал агрессивную стратегию по защите принадлежавших компании патентов. Компания, которая тогда называлась ICON Health & Fitness, подала иск о нарушении патента к менее крупному конкуренту Octane, продававшему эллиптические тренажеры. В 2014 году разбирательство дошло до Верховного суда, и судьи единогласно вынесли решение в пользу Octane. В результате ICON пришлось оплатить судебные издержки на сумму более $1,6 млн. Решение суда создало прецедент, который упростил получение судебных издержек от стороны, проигравшей явно необоснованный патентный иск.
iPhone в мире фитнеса: как бывшая балерина создала бизнес в $300 млн на зеркалах
Рождение конкурента
Пока ICON, которая теперь называлась iFit, занималась судами, ее главный конкурент еще только рождался на свет в тысячах километров от Юты, в Нью-Йорке. В 2012 году Джон Фоли, который восемь лет управлял различными сайтами для медиа-конгломерата IAC, уволился из книжной сети Barnes & Noble и запустил Peloton. На следующий год он собрал на Kickstarter больше $300 000 на разработку интерактивного велотренажера с тачскрином для просмотра занятий онлайн и по запросу.
Peloton быстро развивался, но Уоттерсон, в 2015 году выкупивший у Bain мажоритарный пакет iFit, нанес ответный удар. В 2017 году он представил виртуальные тренировки, снятые по всему миру. В ответ Peloton выпустил собственную беговую дорожку.
И снова iFit попыталась решить исход войны в суде. В 2016 году компания предъявила Peloton иск, в котором заявила, что Фоли посещал ее штаб-квартиру в Логане, чтобы встретиться с руководством и попросить доступ к технологиям компании, на что iFit ответила отказом. Встреча, как утверждала iFit, состоялась в июле 2013 года — то есть еще до того, как Peloton продал хоть один тренажер. Истец настаивал, что Фоли проигнорировал несколько сделанных в тот день и позднее предупреждений о том, что ему не стоит нарушать чужие патенты. В 2017 году иск завершился мировым соглашением: компании заключили лицензионный договор на использование технологии тренажеров.
Перемирие продлилось недолго. В сентябре 2019 года, всего за несколько месяцев до того, как карантин привел к росту продаж велотренажеров, беговых дорожек и подписок на онлайн-фитнес, Peloton привлек $1,2 млрд в ходе IPO. В течение года с марта 2020-го акции Peloton выросли больше чем на 300%, благодаря чему Фоли попал в список миллиардеров Forbes с состоянием в $1,5 млрд.
Бум домашних тренировок помог iFit догнать Peloton по скорости роста, но не по продажам. Выручка iFit выросла на 50% — от $1 млрд за первые девять месяцев 2020 года до $1,5 млрд за весь год, что сопоставимо с ростом Peloton на 56% за тот же период.
«Во время пандемии люди скупали все, что было хоть как-то связано с занятиями фитнесом дома, — говорит Симеон Сигель, старший аналитик BMO Capital Markets. — Все, кто продает оборудование для фитнеса, за прошлый год распродали все свои запасы».
В то же время компания Peloton решила вернуться в суд. В мае 2020 года Peloton предъявила иск к iFit, обвинив ответчика в копировании его технологии, которая позволяет просматривать рейтинг участников занятий. Пять месяцев спустя, в октябре, iFit подала иск о нарушении патента против Peloton. Речь в иске шла об автоматической смене уровней сопротивления в тренажерах во время занятий. В феврале суд отклонил ходатайство iFit о предварительных обеспечительных мерах, и разбирательство все еще продолжается.На этом юридическая драма не закончилась. Два месяца спустя, в апреле, iFit подала к Peloton еще один иск о нарушении патента, заявив, что компания скопировала функцию, которая позволяет фитнес-инструктору удаленно менять уровни сопротивления и наклона на тренажерах пользователей во время занятия.
«Мы ведем множество судебных процессов против Peloton, и все они на разных стадиях. Поскольку мы являемся лидером инноваций в области онлайн-фитнеса, интеллектуальная собственность жизненно важна для нашей компании, и мы предпримем все необходимые действия, чтобы ее защитить», — сообщил представитель iFit в официальном заявлении. Peloton не ответил на многочисленные запросы о комментарии.
Уоттерсон непоколебим и считает соревнование с Peloton преимуществом. «До тех пор, пока они пользуются нашими инновациями, мы можем примерно предсказывать, в каком направлении они движутся».
На рынке домашних тренировок большая конкуренция — от противостояния iFit и Peloton до потока стартапов. Однако наметился и новый тренд, который меняет расстановку сил: потребители все чаще отказываются от формата «одного окна» и предпочитают сочетать тренажеры одной компании с занятиями на других платформах.
«Некоторые тренеры, которые мне нравятся, публикуют записи тренировок не только на их платформах, но и на YouTube», — говорит Кэндис Мари, консультант по социальным сетям из Нью-Йорка и владелица велосипеда NordicTrack. К примеру, тренер Гидеон Аканде из Чикаго размещает видео как на платформе iFit, так и на собственном YouTube-канале. «Наступает момент, когда потребители будут решать, как именно они хотят тренироваться, и они, возможно, захотят другой контент», — добавляет Сигель из BMO Capital Markets.
Уоттерсон все еще считает, что iFit может потеснить Peloton в области тренажеров и предлагаемого им контента. Достаточно, чтобы клиенты продолжали покупать его оборудование и подписываться на занятия, пока компания, которую он основал в студенчестве 44 года назад, готовится к потенциальному IPO в этом году.
«Как инновационная компания вы создаете идею, а затем [конкуренты] пытаются подойти к ней с другой стороны, — говорит он. — Когда люди пытаются подражать твоим идеям, это всегда лестно».
Перевод Натальи Балабанцевой