Новый Голливуд: как владелец сети фастфуда с помощью Marvel создал одну из крупнейших киностудий США
На вымышленной карте киновселенной Marvel Асгард и Вест-Вью разделены пропастью пространства и времени. В действительности же они время от времени встречаются между баптистской церковью и посадками клубники в конце безлюдного шоссе в Джорджии. Это здесь Капитан Америка и Железный человек сражались с братом Тора в фильме «Мстители: Финал», а Ванда Максимофф в «Ванда/Вижн» очаровывала вымышленный город Вест-Вью своим ретро-шармом. Самую свежую новинку Marvel «Локи» снимали тоже здесь. Сюда заезжал даже Канье Уэст: в сентябре 2020 года его видели в местной церкви на воскресной службе в свободном белом облачении.
За всем этим стоит скандально известный миллиардер Дэн Кэти, с 2013 года занимающий кресло гендиректора сети фастфуда Chick-fil-A, которую основал его отец. Он потратил миллионы долларов на то, чтобы превратить сельские угодья Джорджии в крупнейшую киностудию Северной Америки после голливудского Бербанка. «Здесь не было вообще ничего. Когда мы начинали, тут была просто ферма с одной коровой и амбаром, ― вспоминает юрист Стивен Вайзнекер, помогавший Кэти выйти в новый бизнес. ― Теперь здесь есть любые киношные примочки, которые только можно представить».
Казалось бы, Голливуд ― не совсем типичная сфера для глубоко консервативного Кэти, ведь миссия его компании ― не только подавать бургеры с курицей, но и прославлять Бога. Его сеть ― единственный из американских фастфуд-гигантов не работает по воскресеньям. Кэти публично высказывался против однополых браков и жертвовал средства на инициативы против ЛГБТК-сообщества. «Мы не претендуем на статус бизнеса, следующего христианским канонам. Но мы без зазрения совести говорим людям: «Знаете, мы работаем по библейским принципам», ― говорил Кэти телеканалу CNBC в 2007-м. За свои взгляды миллиардер стал мишенью постоянных нападок со стороны защитников прав ЛГБТК.
В последние 10 лет Chick-fil-A дистанцировался от пожертвований организациям консервативного толка, особенно выступающим против прав ЛГБТК. Но сам бизнесмен еще в 2019 году жертвовал «Национальному христианскому благотворительному фонду» (National Christian Charitable Foundation), лоббирующему срыв принятия закона о равноправии, который расширит права представителей ЛГБТК-сообщества. Тогда миллиардер передал организации $5750 через свой фонд, следует из его недавней декларации о доходах. Дэн Кэти, состояние которого, по данным Forbes Real-Time, превышает $8 млрд, отказался давать интервью для этой статьи.
Город для киношников
Глава Chick-fil-A отнюдь не из тех, кого можно встретить на звездных тусовках в Беверли-Хиллз. Однако это не влияет на интерес Голливуда к киношным наворотам, которыми он обзавелся в Джорджии вместе с инвесторами. Главным среди них можно назвать президента Marvel Studios Кевина Файги. Со времен «Человека-муравья» 2015 года он задействовал предоставленную Кэти площадку для съемок семи фильмов Marvel, в сумме собравших в прокате $9 млрд, а также телесериалов «Ванда/Вижн», «Сокол и Зимний Солдат» и «Локи».
По словам Фрэнка Паттерсона, куратора площадки от Marvel Studios, Кэти по натуре настоящий художник. Бизнесмен увлекается фотографией, виртуозно играет на трубе и на съемках может найти применение своим талантам.
Сегодня студийный комплекс Кэти, который в прошлом году переименовали в Trilith, является вторым по величине во всей Северной Америке после студии Warner Bros. в калифорнийском Бербанке. Объект в Джорджии располагает 24 «умными сценами» и сопутствующими офисными зданиями для продюсерских фирм, отвечающих за спецэффекты, декорации, архитектуру и костюмы. Вместо того, чтобы разъезжать по перегруженным скоростным магистралям Лос-Анджелеса, съемочные группы передвигаются здесь пешком по автономному району, имея под боком все необходимое для работы.
А прямо через дорогу от студии находится заранее спланированный поселок из сотен домов, большинство из которых напоминают традиционные загородные британские постройки. Миллиардер надеется, что это место привлечет в Джорджию самых высококлассных профессионалов киноиндустрии.
Заоблачные гонорары вселенной Marvel: как шесть актеров из «Мстителей» заработали $340 млн
Этот бизнес Кэти начал как совместное предприятие с британской киностудией Pinewood, для которой партнерство было способом закрепиться в США. Кэти не раскрывает величину своего участия в Trilith, но в 2019 году он вместе с Паттерсоном и другими инвесторами полностью выкупил долю Pinewood. За последние восемь лет в студию и примыкающий к ней городок было вложено $430 млн. Через три года эта сумма превысит $1 млрд: деньги потратят на внедрение новых технологий, создание сериалов и фильмов и строительство сотен домов.
«Уже и не представляю каково жить в Лос-Анджелесе, ― признается 38-летняя каскадерша Шона Галлиган, работавшая в таких проектах как «Мстители: Война бесконечности» и «Тор: Рагнарек». Ближе к Trilith она перебралась в феврале 2020 года, и ей пришлись по душе и творческий коллектив, который она здесь повстречала, и то, что теперь можно отвезти 7-летнего ребенка в школу, а потом попасть на работу, просто проехав через шоссе на противоположную сторону. Галлиган говорит, что ей начали писать даже оставшиеся в Калифорнии друзья, которые тоже хотят переехать. 49-летний писатель и предприниматель Майкл Албаниз переехал в городок вместе с семьей в 2018 году и стал одним из первых его жителей. С начала пандемии соседние дома раскупили очень быстро, в том числе их друзья из Лос-Анджелеса. В общей сложности Trilith продала более 200 домов, и спрос на них только растет.
Как бы там ни было, таких жильцов как Албаниз, Галлиган и других выходцев из Калифорнии в Джорджию влечет не только Trilith. В штате находится еще одна крупная киностудия, которая принадлежит актеру-миллиардеру Тайлеру Перри. После карантина она вернулась к съемкам одной из первых. Тем не менее, у Перри в Атланте лишь 12 сцен, многие из которых задействованы только для его собственных проектов, что позволяет конкурентам обогнать его.
Приток творческого контингента в Джорджию происходит на фоне ожесточенной политической борьбы, особенно заметной в северных районах Атланты. В 2019-м бурное недовольство работников сферы развлечений вызвал закон о запрете абортов на сроках позднее шести недель, однако дальше слов дело тогда не пошло. В текущем году местные консерваторы напомнили о себе законом, который сильно урезает избирательные права и, как опасаются эксперты, сильнее остальных ударит по районам с темнокожим населением. В знак протеста пару месяцев назад из Джорджии была перенесена игра Главной лиги бейсбола, но пока еще не наблюдается оттока кинематографических проектов, за исключением разве что «Эмансипации» с Уиллом Смитом, которую раньше планировалось снимать в окрестностях города Саванна на востоке штата.
Новый Голливуд
Кэти попал в кинобизнес случайно в 2009 году, когда сериал «До смерти красива» (Drop Dead Diva) на телеканале Lifetime искал съемочную площадку за пределами Атланты. Деловой партнер свел Кэти с продюсерами шоу. Предприниматель, на пару с братом управляющий созданной отцом фастфуд-империей, предложил киношникам свой пустующий самолетный ангар. Как-то бизнесмен пришел взглянуть, как идут съемки, и увлекся процессом. После того, как общий друг познакомил его с Вайзнекером, Кэти через семейную фирму River’s Rock заключил контракт с Pinewood, стремившейся выйти на американский кинорынок.
Момент был подобран подходящий. В 2008 году Джорджия решила стать доминирующим игроком киноиндустрии и расширила налоговые льготы для кинематографистов, спровоцировав таким образом приток деятелей из Голливуда. В период с 2007 по 2018 годы расходы на кинопроизводство в Джорджии возросли с $92 млн до $2,7 млрд соответственно. Создание фильмов приносит штату около $9,5 млрд ежегодно. Согласно результатам исследования, проведенного в 2020 году общественным объединением FilmLA, Джорджия отняла у Калифорнии звание производителя самых высокобюджетных блокбастеров.
«Джорджия обеспечила себе уйму инвестиций, ― уверен Майк Чапман, руководитель направления мультимедиа и сферы развлечений в консалтинговой фирме Kearney. ― Он отлично поработали не только над тем, чтобы создать благоприятную среду для кинопроизводства, но и над тем, чтобы привлекать талантливых специалистов».
Pinewood и Кэти создали совместное предприятие с уставным капиталом в $50 млн, которые пошли на покупку земли в Файетвилле к югу от Атланты. Сам участок обошелся партнерам всего в $10 млн, ― остальные деньги они потратили на обустройство павильонов звукозаписи, строительство 23 000 кв. м офисных пространств, складов и мастерских. В то время на оснащение стандартного павильона требовалось $3 млн. Кэти со своей командой выделял на каждый по $10 млн. Этого хватало на высокоточные устройства для глушения постороннего шума, системы вентиляции с возможностями гибкой настройки, сцены, выдерживающие колоссальные нагрузки, и другое оборудование, о котором мечтает любой кинорежиссер.
Как дизайнер-самоучка из Таджикистана стал создателем персонажей для Marvel, Lucasfilm и Спилберга
Несмотря на впечатляющую техническую базу, павильоны звукозаписи ― это обыкновенный товар с высоким оборотом наличности, но ограниченной рентабельностью, отмечает Паттерсон. В хороший год Trilith получает от Walt Disney Studios за аренду своих павильонов, офисов и служебных площадок для съемок фильмов Marvel около $40 млн. Помимо этого, компания взимает комиссию за долгосрочную аренду складов продюсерскими фирмами, которые являются ее постоянными клиентами. Бизнес довольно выгодный, но растет он очень медленно, ― ежегодный прирост не превышает и 5%.
Динамику должно изменить набирающее обороты направление по работе с недвижимостью на противоположной стороне шоссе ― наряду с растущим бизнесом по производству контента. Кэти и его партнеры намерены выделить для городка еще $285 млн, в том числе на строительство гостиницы и кинотеатра. Они уже вложили $35 млн в продюсерские фирмы вроде контент-агентства для детей Sutikki и в следующие два года планируют дополнительно инвестировать в контент и технологии $300 млн. Pinewood надеется на успех интеллектуальной собственности, а Trilith к 2026 году рассчитывает увеличить свою стоимость до нескольких миллиардов долларов.
Привлечение киношников из Голливуда становится для Джорджии значительной статьей дохода. Так, власти штата прогнозируют, что в 2022 году доход от видеопродукции превысит $3 млрд. Trilith запрещено раскрывать, какие именно подразделения Marvel вскоре собираются запускать производство, но на смену локаций ничто пока не указывает. Кроме того, начать здесь съемки нового сезона планируют создатели игрового телешоу «Семейные разборки», которое раньше снимали в Лос-Анджелесе.
Тем временем, по другую сторону автомагистрали, отделяющей студийный комплекс от городка, группа Кэти уже продала свыше 200 домов на общую сумму около $110 млн, причем на следующие 3-5 лет намечено строительство около 1000 новых зданий. «Не стоит забывать, что, когда в Бербанк пришли Warner Bros., город был той еще глушью, ― объясняет Паттерсон долгосрочную стратегию развития Trilith. ― Я бы больше опасался за успех бизнеса тогда в Калифорнии, нежели сегодня в Джорджии».
Перевод Антона Бундина