Вне игры: чем сейчас занимается бывший миллиардер, предвидевший проблемы Cyberpunk 2077
Когда выпуск самой ожидаемой игры года после почти десяти лет разработки оборачивается провалом, нельзя винить кого-то одного. Безусловно, Cyberpunk 2077, на которую оформили больше 8 млн предзаказов, смогла принести деньги польской студии CD Projekt, известной играми по мотивам одноименной серии романов Анджея Сапковского «Ведьмак». Однако после премьеры 10 декабря стало очевидно: по масштабам катастрофы релиз новинки можно сравнить с самым громким скандалом в музыкальной индустрии за несколько лет — несостоявшимся Fyre Festival.
Во-первых, Cyberpunk 2077 оказалась несовместима с консолями предыдущего поколения PS4 и Xbox One. Во-вторых, в игре нашли множество багов, из-за которых, в частности, персонажи переставали двигаться плавно. Самый смешной баг заключался в том, что из штанов главного героя, пол и параметры которого игроки настраивали самостоятельно, вываливались гениталии.
На фоне этого акции CD Projekt Red на прошлой неделе упали примерно на 40%, а состояние двоих основателей компании сократилось в совокупности на $1 млрд. Капитал гендиректора студии Марчина Ивинского сейчас оценивается примерно в $964 млн.
Кибербаг: как выход самой долгожданной игры года стал катастрофой для фанатов и инвесторов
В прошлом году доходы CD Projekt Red составили $140 млн. В 2020-м компания планировала начать новую веху и запустить цикл роста акций на фоне ажиотажа из-за Cyberpunk 2077. Однако теперь ей скорее приходится концентрировать усилия на попытках устранить баги и сохранить репутацию.
Пока что акции польской студии остаются лакомым кусочком для спекулянтов, пытающихся заработать на их снижении. На прошлой неделе компания начала пытаться остановить их свободное падение. 14 декабря CD Projekt официально извинилась перед игроками, пообещала исправить баги и предложила недовольным оформить возврат денег за игру. Но три дня спустя Sony нанесла свой сокрушительный удар по польской студии, удалив Cyberpunk 2077 из магазина PS Store. Компания тоже предложила вернуть деньги игрокам, которые приобрели новинку. На следующий день и Microsoft заявила о том, что желающие могут оформить возврат. Удалять игру из магазина компания не стала.
Одному из основателей CD Projekt Red удалось по большей части избежать шквала критики, который эксперты и разгневанные игроки обрушили на Cyberpunk 2077. Михал Кичиньский создает впечатление человека, который ценит принципы буддизма больше, чем формальный статус долларового миллиардера. На фоне ажиотажа в преддверии выхода Cyberpunk 2077 состояние Кичиньского дважды превысило отметку в $1 млрд. Еще две недели назад оно оценивалось в $1,2 млрд, но после падения акций CD Projekt сократилось до $750 млн. «Я не в праве советовать им что-то предпринимать, — говорил он в телефонном разговоре с Forbes в июле. — Конечно, я тесно связан со студией. Я считаю, что CD Projekt — это мое детище, которое достигло зрелого возраста и теперь может самостоятельно принимать решения».
Кичиньский, которому сейчас 46 лет, покинул CD Projekt в 2013 году, вскоре после того, как варшавская студия анонсировала начало разработки Cyberpunk 2077. Из-за необходимости постоянно придумывать что-то новое и конфликтов с коллегами предприниматель столкнулся с психологическим выгоранием. Он также устал от того, что его партнеры по CD Projekt не придавали значения крупным долгам и принимали крайне неудачные решения, неоднократно ставившие под вопрос дальнейшее существование студии, которую он совместно с Ивинским основал еще в 1994 году. История компании сопровождалась блистательными взлетами и сокрушительными падениями.
Польский пират
Кичиньскому было девять лет, когда он начал копить на первый игровой компьютер. За четыре года ему удалось собрать необходимую сумму — $75. Это было в начале 80-х, еще до эпохи Nintendo, когда самым ходовым производителем компьютеров и игровых консолей была компания Atari. Видеоигры записывались на кассеты и долго загружались, а компьютерная графика оставляла желать лучшего. «Я постепенно копил деньги. Часть суммы мне подарили. Еще часть дал дядя», — вспоминает Кичиньский. Его бабушка также пожертвовала внуку немного своих сбережений.
Любовь Кичиньского к играм в итоге окупилась. В 1988 году будущий предприниматель заработал свои первые деньги на «сером» рынке видеоигр в Варшаве. Он делал копии игр, записывая их на пустые кассеты на магнитофоне отца, а затем продавал в одной из местных лавок. «За выходные я мог заработать больше денег, чем мои родители за целый месяц», — вспоминает Кичиньский.
В том же году он познакомился с Ивинским. Оба учились в школе имени Тадеуша Чацкого в центре Варшавы и не отличались прилежностью и хорошими оценками. «Чем больше я интересовался компьютерами, тем меньше я интересовался школой», — признает Кичиньский.
В 1994 году он понял, что с продажей пиратских игр пора заканчивать. Этому способствовал новый закон об авторских правах, признававший подобную деятельность незаконной. «Я продал все свое оборудование и попрощался с друзьями. Я был рад. Впервые за долгое время я мог наслаждаться свободными выходными», — вспоминает Кичиньский. К этому времени индустрия видеоигр значительно продвинулась вперед. Ивинский купил CD-привод, чтобы играть в новые 3D-игры с более сложной компьютерной графикой. Кичиньский все еще помнит, как он впервые увидел новые технологии в действии и понял, насколько велик их потенциал.
Он начал заниматься импортом и продажей лицензионных видеоигр со всего света, неплохо на этом зарабатывая. «Мы два-три месяца занимались продажей дисков с играми. Потом мы решили основать компанию», — рассказывает он о запуске бизнеса вместе с Ивинским.
Инвестиции в CD Projekt были весьма скромными. «Я отдал свой компьютер, а Марчин вложил $500», — вспоминает Кичиньский. Новоиспеченные предприниматели работали в небольшой комнате в квартире их общего друга и пытались наладить контакты с американскими компаниями вроде American Laser Games, выпускавшей популярные в то время игры Who Shot Johnny Rock? и Mad Dog McCree.
Пять лет спустя Кичиньский и Ивинский нашли игру, которая, по их мнению, должна была стать хитом. Это была Baldur’s Gate, разработка канадской компании BioWare, которую распространяла американская Interplay Entertainment. Бизнес-партнеры не ошиблись с выбором. Вскоре они установили контакт с Interplay Entertainment и наняли польских актеров дубляжа для локализации видеоигры. Выпуск Baldur’s Gate на местном рынке стал поворотным моментом в истории CD Projekt. Кичиньский и Ивинский нашли действенный способ обойти по популярности пиратские игры. Любители видеоигр были готовы платить на $10 или $13 больше за лицензионные версии от CD Projekt, чтобы получить дополнительные функции, недоступные на пиратских копиях.
За первую неделю продажи лицензионной версии Baldur’s Gate достигли $600 000. Кичиньский и Ивинский поняли, что в Польше хватает любителей видеоигр. Настала пора делать следующий логичный шаг в развитии CD Projekt. «Мы с самого начала мечтали о том, чтобы разрабатывать наши собственные игры. Мы знали, что это сложный процесс. Мы также понимали, что это довольно дорого. Кроме того, у нас совсем не было опыта», — вспоминает Кичиньский.
«Ведьмак»
Хотя основатели CD Projekt не разбирались в разработке, они были уверены в том, что нашли еще один потенциальный хит. Кичиньский и Ивинский решили разработать видеоигру по мотивам цикла книг «Ведьмак» популярного польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Интуиция их не подвела. С 2007 года CD Projekt выпустила три видеоигры по мотивам «Ведьмака», продав в совокупности 50 млн копий игры. Последняя игра серии стала одной из самых популярных в истории — ее купили более 28 млн раз.
Однако в какой-то момент все пошло наперекосяк. В 2009 году мировой кризис особенно сильно затронул студию CD Projekt Red, которой пришлось сократить почти половину из 350 сотрудников. «У нас были огромные проблемы с денежными потоками. Было очень трудно выплачивать зарплату», — объясняет Кичиньский. В конечном счете ему удалось найти инвестора для CD Projekt — им стал бизнесмен Збигнев Якубас. Основатели студии согласились передать ему долю в 22% в обмен на финансирование, необходимое для разработки и производства видеоигр. Якубас инвестировал примерно $4 млн. На следующий год произошло обратное слияние с IT-компанией Optimus SA, в результате которого в декабре 2010 года студия CD Projekt без особой шумихи начала торговаться на Варшавской фондовой бирже.
К выходу второй игры по мотивам «Ведьмака» в мае 2011 года Кичиньский выгорел. Несмотря на хорошие отзывы критиков и коммерческий успех игры, бизнесмен начал искать способ покинуть CD Projekt, параллельно восстанавливаясь после перелома ноги и перенесенной болезни Лайма. «После успеха первой игры по мотивам «Ведьмака» нам пришлось расширить команду разработчиков. Мы работали на износ», — вспоминает Кичиньский.
В разгар кризиса команда CD Projekt начала одновременно разрабатывать две игры по мотивам «Ведьмака». Разработчики трудилась над созданием второй игры, которая была несовместима с приставками старого поколения, в результате чего некоторые игроки столкнулись с проблемами, похожими на баги в Cyberpunk 2077. «В то время мы сосредоточили все наши силы на том, чтобы вывести вторую игру на рынок», — рассказывает Кичиньский.
Примерно в этот момент Кичиньский начал думать о том, когда бы он мог покинуть CD Projekt и кому передал бы дела. В итоге он основал продюсерский центр, который уже после его ухода занимался разработкой третьей серии «Ведьмака» и новой игры Cyberpunk 2077, основанной на популярной настольной ролевой игре Майка Пондсмита.
Кичиньский понимал, что для создания нового проекта, который мог бы составить конкуренцию «Ведьмаку», ему бы вновь пришлось столкнуться с изнурительным графиком работы и постоянной нехваткой времени. Он покинул студию вскоре после того, как она объявила о планах создания Cyberpunk 2077.
В индустрии видеоигр не было секретом то, что разработчики CD Projekt Red часто имели дело с выгоранием в последние месяцы перед выходом очередной игры. Кичиньский осознавал, что на фоне огромных ожиданий CD Projekt Red сможет уложиться в сроки и выпустить еще один хит только при условии, что разработчики срежут углы и будут заниматься исправлением багов уже после выхода видеоигры. Он также понимал, что это в конце концов приведет Cyberpunk 2077 к провалу. Однако Кичиньский решил, что эти проблемы должен решать кто-то другой. «После стабилизации ситуации в компании я понял, что могу покинуть CD Projekt», — вспоминает бизнесмен.
Cyberpunk 2077
На протяжении всех этапов разработки Cyberpunk 2077 студия делала все возможное, чтобы создать ажиотаж. CD Projekt удалось привлечь к проекту популярного актера Киану Ривза, который исполнил одну из главных ролей в игре. На последние месяцы разработки Cyberpunk 2077 пришлось начало пандемии. Это стало одновременно как проблемой — релиз пришлось перенести на несколько месяцев, так и уникальной возможностью: на фоне переноса премьер практически всех высокобюджетных фильмов сложно было найти более подходящее время для выпуска долгожданной игры.
Летом аналитики прогнозировали, что за первый год после выхода Cyberpunk 2077 компании удастся продать больше 25 млн копий игры примерно по $60 за штуку. Исходя из этого CD Projekt должна была обновить рекорд продаж. Предыдущий был установлен в 2015 году, когда продажи третьей игры по мотивам «Ведьмака» достигли $213 млн.
Но за несколько месяцев до запуска Cyberpunk 2077 все пошло не так. CD Projekt Red пришлось несколько раз переносить дату выхода видеоигры: сначала с апреля на сентябрь, потом с сентября на ноябрь и затем с ноября на 10 декабря. Чтобы уложиться в сжатые сроки, разработчикам пришлось работать по шесть дней в неделю.
Чтобы Cyberpunk 2077 вышла в предрождественский период, когда все покупают подарки, CD Projekt Red срезала множество углов. Это привело к тому, что в видеоигре оказалось множество недочетов, в том числе знаменитый баг с вываливающимися из штанов гениталиями, который привел к жесткой критике со стороны активистов, выступающих за права трансгендеров. Кроме того, игра Cyberpunk 2077 оказалась несовместима с приставками предыдущего поколения.
В разговоре с Forbes несколько аналитиков заявили, что ожидали от CD Projekt Red совсем другого уровня. Многие рассчитывали на то, что польская компания будет чередовать запуски новых игр по мотивам «Ведьмака» и Cyberpunk примерно каждые два с половиной года. Кроме того, ожидалось, что в промежутках между запусками новинок будут выходить специальные обновления для уже существующих игр. Дополнительные игровые сюжеты, например, могли бы продаваться примерно по $20. Поскольку сейчас CD Projekt Red нужно дополнительное время на то, чтобы исправить все баги Cyberpunk 2077, студия, скорее всего, откажется от этого плана, чтобы не наступить на одни и те же грабли второй раз.
После того как Кичиньский покинул CD Projekt Red в 2013 году, главными публичными лицами польской студии стали Ивинский и старший брат Кичиньского Адам, который был первым сотрудником компании еще в 1994 году. Сейчас Адам Кичиньский занимает должность второго генерального директора студии.
Игры на $1 млн: топ-5 российских киберспортсменов по призовым за карьеру
Михал Кичиньский, в свою очередь, руководит компанией Mudita, которая производит мобильные телефоны с простым дизайном для тех, кто устал от «бесконечного потока информации» и «зависимости от смартфонов». Ожидается, что устройства Mudita поступят в продажу в апреле 2021 года. С 2011 года Кичиньский продал некоторое количество акций CD Projekt и инвестировал примерно $87 млн в Mudita. Его доля в новой компании оценивается в 49%. Как и всегда, Кичиньский настроен очень оптимистично и с уверенностью смотрит в будущее. «Этот телефон можно сравнить с первой игрой по мотивам «Ведьмака», которую мы выпустили», — говорит бизнесмен.
Перевод Полины Шеноевой