Экс-министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, будучи в СИЗО, пытался договориться о мировом соглашении с владельцами Альфа-банка, который является его основным кредитором. Об этом пишет The Bell со ссылкой на трех знакомых бизнесмена. Два собеседника заявили, что в роли посредника выступил соратник гендиректора «Роснано» Анатолия Чубайса, бывший топ-менеджер РАО ЕЭС Леонид Меламед, который в 2015–2017 годах находился под домашним арестом по обвинению в растрате 300 млн рублей.
Со слов одного из источников, переговоры идут и по другой линии. При этом собеседник издания не стал называть конкретных имен. Другой источник утверждает, что за находящегося под арестом Абызова вступался миллиардер Искандер Махмудов, который является давним партнером бизнесмена по «Кузбассразрезуглю». Однако эта попытка оказалась безуспешной, отмечает The Bell. Упомянутые источниками Меламед и Махмудов не ответили на запросы.
По словам знакомых Абызова, он предлагал Альфа-банку подписать мировое соглашение и просил банк поучаствовать в урегулировании его конфликта с миллиардером Виктором Вексельбергом. Со своей стороны, экс-министр обязался погасить собственный многомиллиардный долг, говорят источники. В итоге стороны, по крайней мере на начальном этапе, не сумели договориться: Абызов хотел сперва подписать мировое соглашение и отложить погашение долга до урегулирования уголовных претензий против него, а банк требовал деньги вперед или личного поручительства по долгам министра от кого-то из знакомых, добавил один из собеседников The Bell.
Абызов стал фигурантом нового уголовного дела
Пресс-служба Альфа-банка сообщила The Bell, что субсидиарная ответственность менеджмента и владельцев «Группы E4» (Абызов — один из бывших контролирующих лиц компании) перед всеми кредиторами, включая Альфа-банк и «Т плюс» Вексельберга, составляет 32 млрд рублей. В эту сумму входит основной долг «Группы E4» перед Альфа-банком (около 10 млрд рублей). Представитель банка отрицает факт переговоров кредитной организации с Абызовым или его представителями. В свою очередь представитель бывшего министра не стал это комментировать.
Альфа-банк имеет репутацию кредитора, который не щадит своих должников и добивается уголовных дел, отмечает The Bell. Например, в 2009 году в разгар кризиса банк через суд добился взыскания 502,6 млн рублей с «Главмосстроя» Олега Дерипаски. В случае с Абызовым Альфа-банк пытался добиться возбуждения уголовного дела еще с 2015 года. По словам одного из собеседников The Bell, долгое время попытки были безрезультатными, поскольку министра защищал его статус. В итоге прошлой зимой Альфа-банк и кипрская Redeliaco Holdings Ltd, бывшие кредиторами обанкротившейся «Группы E4», сперва по отдельности подали иски о взыскании задолженности, а в марте 2019 года Арбитражный суд Москвы решил объединить их для совместного рассмотрения. Одна из претензий кредиторов в том, что, по их версии, когда долги Е4 превысили активы, группа стала «искусственно создавать видимость финансовой состоятельности», чтобы привлечь новые кредитные средства, в частности, покупать переоцененные активы, переводя долги на другое юрлицо.
Альфа-банк потребовал 33,6 млрд рублей с экс-министра Абызова
В марте Абызова арестовали по обвинению в организации преступного сообщества и мошенничестве. Следствие утверждает, что с апреля 2011 года по ноябрь 2014-го Абызов, будучи бенефициарным владельцем ряда офшорных коммерческих организаций, вместе с другими подозреваемыми обманул акционеров СИБЭКО и РЭС, похитив принадлежащие им 4 млрд рублей. Своей вины Абызов не признал. В июле суд арестовал 8,7 млрд рублей, находящихся на счетах экс-министра. Вскоре защита Абызова заявила об аресте его активов на 20 млрд рублей. Речь шла о наличных в разной валюте, найденных во время обысков, а также деньгах на счетах экс-министра и его близких, недвижимости, акциях и других ценных бумагах. В конце июля Басманный суд Москвы продлил арест Абызова еще на три месяца. В августе против Абызова возбудили новое уголовное дело. Его обвиняют в нарушении запрета на занятие предпринимательской деятельностью во время работы в правительстве и легализации денежных средств при продаже акций принадлежащих ему компаний в 2018 году.
«Следствие приписывает мне способности Кашпировского». Михаила Абызова оставили под арестом