В начале августа стало известно, что Алишер Усманов принял решение продать свой пакет акций (30%) лондонского «Арсенала» главному акционеру клуба Стэну Кронке за £550 млн наличными. Неделю спустя в интервью Bloomberg российский миллиардер заявил, что не собирается прощаться с футболом и рассматривает варианты инвестиций в другие команды.
Усманов сообщил журналистам, что является поклонником нескольких клубов, в том числе мюнхенской «Баварии», итальянских «Милана» и «Ромы». И в случае выгодного предложения миллиардер готов «рассмотреть сделку».
Однако перечисленные варианты выглядят не слишком перспективными. В немецком футболе действует правило, по которому контрольный пакет акций (50+1) должен оставаться за клубом, поэтому стать единоличным владельцем ни за какие деньги не получится. Есть, конечно, хитрые способы обойти ограничения (самый свежий пример — проект империи «Ред Булл» «РБ Лейпциг»), но не в случае с «Баварией», в числе акционеров которой Adidas, Audi и Allianz SE (по 8,33%).
«Милан» совсем недавно перешел под управление инвестиционной группы Elliott Management Corp. и не продается, пока не стабилизирует свое финансовое положение. Римская «Рома» уже семь лет принадлежит американскому миллиардеру Джеймсу Палотте, практикует агрессивный маркетинг и готовится в 2020-м переехать на новый стадион.
Гораздо привлекательнее для Усманова выглядит ливерпульский «Эвертон», команда со 140-летней историей, чьи последние успехи (чемпионство в Англии и победа в Кубке кубков) случились в 1980-х.
Сейчас основным владельцем клуба является давний друг и бизнес-партнер Усманова Фархад Мошири. Они знакомы с начала 1990-х, а в 2007 году вместе покупали акции «Арсенала». В 2016-м Усманов выкупил долю Мошири, а Мошири на часть вырученных средств приобрел 49,9% акций «Эвертона». Некоторые источники утверждают, что в 2018-м Мошири должен стать мажоритарным владельцем команды (так его называет и Bloomberg), выкупив долю одного из директоров «Эвертона» Джона Вудса (8,9%). В этом случае Мошири получит полный контроль над клубом и вряд ли откажется разделить его со своим давним партнером.
Усманов еще в начале 2017-го обозначил свой интерес к проекту Мошири: за £6 млн в год компания USM стала спонсором тренировочной базы «Эвертона» Finch Farm. А в недавнем интервью Bloomberg миллиардер заявил, что «не исключает» более весомых инвестиций в клуб и будет «счастлив помочь», если Мошири потребуется поддержка. С возможностями Усманова вероятность реализации плана по превращению крепкого середняка премьер-лиги в топ-команду резко возрастает. Тем более Мошири за 2,5 года в «Эвертоне» уже успел кое-что сделать.
С точки зрения спортивных достижений результат пока не очень. Так, лихая закупка лета-2017, когда «Эвертон» заплатил за новых игроков £142,4 млн (больше спустили только два «Манчестера» и «Челси»), ни к чему не привела: команда заняла 8-е место в чемпионате и не попала даже в Лигу Европы. Этим летом трансферные расходы были скромнее (£99,8 млн), но «Эвертон» потратил больше «Арсенала», «Сити» и «Юнайтед».
Зато в бизнес-показателях виден прогресс. В 2018-м «Эвертон» вернулся в топ-20 рейтинга Deloitte: выручка клуба по итогам сезона 2016/17 составила £171,2 млн, что на £50 млн больше дохода за предыдущий сезон. Во многом рост связан с новым телеконтрактом Английской Премьер-лиги: «Эвертон» занял 7-е место в чемпионате 2016/17 и получил £130,5 млн (+56% к прежнему размеру выплаты). Однако на 31% выросли и коммерческие доходы. В следующем рейтинге Deloitte цифры «Эвертона» наверняка будут еще симпатичнее. С сезона 2017/18 у команды поменялся «маечный» спонсор. Место тайского пива Gang, платившего за логотип на футболке £5,3 млн в год, заняла кенийская букмекерская контора SportPesa — за ежегодные £9,6 млн. Кроме того, клуб нашел «нарукавного» спонсора. Им стал разработчик компьютерных игр Rovio Entertainment Corporation (а именно — их самый популярный бренд Angry Birds). Финансовые подробности многолетней сделки не разглашались, но, судя по опубликованным суммам в аналогичных контрактах, это может приносить «Эвертону» £1-2 млн в год.
Важным драйвером роста доходов клуба должен стать новый стадион. Старенький сорокатысячник «Гудисон Парк» заполняется почти на 100% (только абонементов клуб продает 32 000), но приносит лишь скромные £14,5 млн в год (данные по сезону 2016/17). Новая, более вместительная и комфортная арена на 50 000–55 000 зрителей, с премиальными ложами и более качественным сервисом, очевидно, позволит зарабатывать больше. Городской совет Ливерпуля уже одобрил строительство стадиона для «Эвертона» в районе Брэмли-Мур Дока и готов выделить клубу кредит в £280 млн. При этом проект архитектора Дэна Мейса оценивают в £450-500 млн. «Эвертон» планирует перебраться на новую арену к сезону 2022/23, но возможные инвестиции Усманова наверняка помогут ускорить процесс. Тем более затраты на инфраструктуру правила финансового фейр-плей УЕФА, требующие от клубов соотносить свои расходы с доходами, не ограничивают.