В последние недели широко обсуждаются потенциальные итоги переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа, которые состоятся в Хельсинки 16 июля. Двум президентам предстоит многое обсудить: ситуацию в Сирии и на Украине, контроль над ядерным оружием, двусторонние отношения США и России. Но, похоже, встреча будет иметь имиджевый характер, поскольку глубина разногласий сторон не позволит достичь конкретных договоренностей.
И все же есть важнейший вопрос, интересы России и США по которому во многом совпадают. Вероятно, по нему удастся серьезно продвинуться в рамках предстоящей встречи — тем более что его решение не требует участия конгресса США и находится в компетенции Белого дома. Речь о снятии санкций, наложенных на компанию UС Rusal Олега Дерипаски в апреле этого года.
Дерипаска под огнем
Напомним, 6 апреля Министерство финансов США расширило специальный санкционный список под названием SDN-лист (Specially-Designated Nationals), включив в него, помимо прочих, Олега Дерипаску и ряд его компаний, в том числе UС Rusal. Включение в SDN-лист — «черная метка» для любого бизнеса: оно предусматривает заморозку активов, находящихся в США, и тотальный запрет на любые транзакции с компанией и ее ценными бумагами. Фактически запрет касается резидентов не только США, но и других стран. В случае с UС Rusal было запрещено владеть ценными бумагами компании после 7 мая и проводить любые торговые операции с ней после 5 июня (позже срок был продлен до 23 октября).
Никогда до этого столь жесткие меры не применялись к крупнейшим российским компаниям с международным листингом. Деловое сообщество восприняло этот шаг не только как удар по UС Rusal, но и как серьезный сигнал для всего российского бизнеса. До этого многие считали, что американцы опасаются применять особенно болезненные меры к России, чтобы не дразнить «русского медведя». А если и применят, то к лицам, тесно связанным с государством, но никак не к системообразующим частным компаниям. Но то, что казалось невозможным, произошло, вызвало настоящую панику и вопросы: «Кто следующий?».
Всего за десять дней капитализация российского фондового рынка обрушилась на 13%, а акции UС Rusal потеряли 70% стоимости на гонконгской бирже. Крупнейшие трейдеры — Glencore, Mechem и Mitsui — остановили закупки алюминия у UС Rusal, а лондонская биржа заморозила торги его продукцией. Экспорт компании в апреле упал на 70% (а экспортные поставки составляют 4/5 продаж компании). Стало понятно, что UС Rusal не сможет получать дивиденды от «Норильского никеля», которые приносили почти $600 млн в год.
Возникла реальная угроза дефолта UС Rusal по долговым обязательствам, которые составляют $8,8 млрд, и закрытия предприятий компании, на которых работают около 60 000 человек и многие из которых имеют статус градообразующих. UС Rusal тут же обратился к государству за поддержкой, а глава Минпромторга Мантуров заявил о возможности национализации компании. Поддержка государства могла бы минимизировать социально-экономические последствия краха UС Rusal. Но это легло бы тяжелым бременем на бюджет России, который в этом году впервые за семь лет может выйти в небольшой профицит. Но главное — даже поддержка государства не способна предотвратить экономические потери, которые будет нести каждая крупная российская компания из-за угрозы открытия в любой момент «огня на поражение» со стороны США.
Именно поэтому снятие санкций с UС Rusal имеет огромное значение для Кремля. Продемонстрировать сейчас, что санкции в отношении России могут не только накладываться, но и сниматься, было бы серьезным внешнеполитическим успехом.
Рикошет санкций
Снятие санкций с UС Rusal не только устраивает администрацию Трампа, но и выгодно ей. США заинтересованы в стабилизации цен на алюминий и в восстановлении глобальных цепочек поставок, которые оказались нарушены после введения санкций.
UС Rusal производит 6% мирового алюминия и является крупнейшим производителем металла за пределами Китая, поэтому его уход с рынка серьезно нарушит баланс глобального спроса и предложения. Сразу после введения санкций мировые цены на алюминий подскочили на 25%. Если такие цены сохранятся, подорожают десятки тысяч товаров — от самолетов и машин до консервных банок и фольги, что ударит в том числе по американскому бизнесу и потребителю. По информации Reuters, компания Boeing уже начала лоббировать ослабление санкций в Минфине США.
Кроме того, от ухода UС Rusal с рынка сильно пострадают европейские страны, чьи крупнейшие алюминиевые заводы закупают глинозем у российской компании. В числе возможных последствий не только перебои с поставками, но и остановка ряда предприятий, включая завод по производству глинозема самого UС Rusal в Ирландии. Ввиду этих рисков несколько европейских стран, включая Германию и Францию, обратились к Минфину США с просьбой смягчить санкции. США ведут и без того напряженные переговоры с европейскими партнерами по торговым пошлинам, расходам на НАТО и отношениям с Россией, и не заинтересованы в том, чтобы у Европы появился новый рычаг давления.
Судя по всему, масштаб рикошета от санкций стал неожиданностью даже для самого Минфина США, поэтому уже 23 апреля он принял решение о продлении сроков взаиморасчетов с UС Rusal. Тогда же министерство не исключало, что санкции вовсе могут быть сняты, если Олег Дерипаска перестанет контролировать компанию. Дерипаска подтвердил готовность пойти на такой шаг.
Отдать контроль
Главное, о чем нужно договориться для снятия санкций с UС Rusal, — какую именно сделку американский Минфин согласится признать передачей контроля. В настоящий момент Олегу Дерипаске принадлежит 66% акций компании En+ Group, которая, в свою очередь, контролирует 48% акций UС Rusal. Еще 11% En+ принадлежат родственникам Дерипаски.
Вариантов изменения структуры собственности множество: передача акций Дерипаски в слепой траст, контролируемый независимыми директорами; продажа пакета акций финансовому инвестору, например группе ВТБ или одному из олигархов; обратный выкуп En+ собственных акций у Дерипаски. Причем сделка может касаться как всего пакета акций Дерипаски, так и его части. Прежде чем реализовывать любую из этих структур, необходимо заручиться подтверждением Минфина США, что соответствующая сделка их устроит. По сообщению En+, конкретные предложения по структуре сделки должны быть готовы как раз к середине лета.
Представляется вполне вероятным, что в ходе переговоров российская сторона обсудит эти предложения с американцами и постарается заручиться их поддержкой. Если достичь договоренности удастся, реорганизация структуры собственности UС Rusal может произойти достаточно быстро, чтобы уже в августе санкции были сняты. У Дерипаски есть все причины торопиться: несмотря на то что контрагентам UС Rusal разрешено продолжать расчеты с компанией до конца октября, часть продукции заказывается за два месяца до расчетов. Поэтому уже в августе компания может потерять ряд заказов, если санкции останутся в силе.