К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Наследники Галицкого. Зачем «Магниту» своя аптечная сеть

Фото Виталия Тимкива / ТАСС
Фото Виталия Тимкива / ТАСС
Совладелец «Магнита» Александр Винокуров уже пытается строить крупную аптечную сеть в партнерстве с «Альфа-Групп», бывшим сотрудником которой недавно являлся. Но рынок слишком перегрет. Удастся ли Винокурову добиться существенных успехов с помощью детища Сергея Галицкого?

Не прошло и двух недель с того момента, как компания «Марафон Групп» выходец из А1 Александра Винокурова (совладелец компании Александр Захаров тоже раньше работал в A1, доли партнеров не раскрываются) выкупила у ВТБ 11,82% ретейлера «Магнит», как стало известно, что «Магнит» сам намерен выкупить у своих новых совладельцев аптечную сеть «СИА Групп».

В сообщении ретейлера на сайте Лондонской биржи, говорится, что «Магнит» ведет переговоры и начинает due diligence. Компания подчеркивает, что аптеки могут быть интегрированы в магазины косметики «Магнита», супермаркеты и гипермаркеты. Это позволит построить крупную аптечную сеть за короткий промежуток времени и с незначительными капитальными затратами. «Мы считаем, что российский розничный рынок аптек является одним из самых привлекательных для расширения: этот сегмент достаточно велик — более одного триллиона рублей», — приводятся в сообщении слова гендиректора «Магнита» Хачатура Помбухчана, пришедшего на смену основателю «Магнита» Сергею Галицкому. По его мнению, объединение аптек и продовольственных магазинов может оказать мультипликативный эффект и увеличить клиентский трафик.

Винокуров стал совладельцем «СИА Групп» в 2015 году, выкупив 50% у наследников Игоря Рудинского, основателя сети, скончавшегося годом ранее. Компания тогда находилась в сложном положении. По словам собеседника Forbes на аптечном рынке, в СИА многое держалось на Игоре Рудинском. «Под личные гарантии Рудинского могли отгружать товар или отсрочить платеж, — рассказывал собеседник Forbes. — Последние годы жизни он серьезно болел и постепенно отходил от оперативного управления. Менеджеры естественно в полном объеме не могли закрыть весь функционал, который гарантировал основатель компании». В итоге СИА накопила огромные долги, поскольку активно кредитовала своих покупателей, которые допускали просрочки платежей. Кроме того, конкуренты вытеснили компанию на рынок вторичной дистрибуции: вместо аптек и больниц СИА поставляла товар оптовым компаниям — маржинальность такой деятельности значительно ниже прямых поставок.

 

В 2017 году Винокуров довел свою долю в компании до 100%, а СИА вошла в состав «Марафон Фарма» (входит в «Марафон Групп»), объединяющей фармацевтические активы Винокурова и Захарова. Тогда же партнеры договорились об объединении активов в фарме с «Ростехом», но, как сообщает РБК, «СИА Групп» в периметр сделки не войдет.

Перегретый рынок

«Магнит» заявлял о намерении развивать аптечную сеть еще в прошлом году, когда основным акционером ретейлера был Сергей Галицкий. Тогда речь шла об открытии 5000 точек. На конец 2017 года у «Магнита» было 16350 магазинов. Сможет ли ретейлер построить крупную аптечную сеть?

 

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко отмечает, что «Магнит» обладает уникальной способностью строить сеть в сжатые сроки. «Учитывая, что аптеки планируется отрывать на базе существующих магазинов, остается решить вопросы с лицензиями и логистикой. Проект, предлагающий аптеки «под ключ», декларирует срок в 60 дней. «Магнит», скорее всего, сможет наладить открытие точек в этот срок», — полагает аналитик. По его словам, расходы на открытие, скорее всего, не превысят 10 000 рублей на кв. м., или 250 000 рублей за точку. «Таким образом, на сеть из 5000 аптек понадобится не более 1,25 млрд руб. Оборотных средств потребуется порядка 5 млрд рублей», — подсчитал эксперт.

Аптечный рынок в России растет — в прошлом году он вырос на 8% до 1,6 трлн рублей. Но несмотря на потенциальный объем, конкуренция на рынке высокая. А в конце прошлого года началась стагнация. По словам директора по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма» Николая Беспалова, начало текущего года ознаменовалось падением на 1,9% в рублях. «Окупаемость, которую продавцы аптечных франшиз декларируют в пределах шести месяцев, на деле в разы длиннее. И не факт, что аптеки не «каннибализируют» в некоторой степени бизнес продуктового ретейла», — отмечает Георгий Ващенко. Он также отмечает, что аптечный рынок сильно зависит от импорта, на него приходится 70% в стоимостном выражении при физическом объеме продукции около 38%. «Ослабление рубля, санкции, ответные меры могут чувствительно ударить по фармрынку», — заключает эксперт.

У Винокурова уже есть опыт интеграции аптек в торговые сети. Партнерами совладельца «Марафон Групп» выступают хорошие знакомые из «Альфа Групп», в которую входит A1. Большая часть торговых точек «Мега фарм» (входит в «Марафон Групп»), была запущена в магазинах X5 Retail Group «Альфы». Однако, по словам Беспалова, проект «Марафона» с X5 пока рано причислять к числу успешных: на 1 апреля 2018 года сеть объединяла 907 аптечных учреждений, для российского фармрынка это не мало, но суммарная доля компании на рынке весьма незначительна — всего 0,4%. «За тот же период сопоставимая по количеству аптек сеть «Апрель» (891 аптека) занимала долю около 1,9%, а «Нео-Фарм» и сеть «Столички» (суммарно) объединяют 469 аптек и имеют долю на уровне 3,1%», — поясняет он. А как отмечали в сети «36,6», на конец 2017 года их доля на рынке составляла 4,4%.

 

На оборот самого «Магнита» запуск сети аптек едва ли сможет оказать существенное влияние, но вот изменить структуру рентабельности — вполне, размышляет аналитик. «Тем более что крупные торговые объекты являются объективными центрами генерации трафика, грех не попытаться конвертировать этот трафик в дополнительную рентабельность», — говорит Николай Беспалов. Он добавляет, что построение собственной розничной сети может быть эффективным только при наличии собственной же логистики. СИА как раз является готовым логистическим объектом с необходимым набором инфраструктуры, компетенциями, соглашениями с поставщиками и главное — профильными специалистами. Структура эта, объективно, для стоящих перед «Магнитом» задач избыточна, по-видимому, она будет серьезным образом реструктурироваться.

Тем не менее, покупка и реструктуризация такого объекта гораздо более эффективна нежели построение с нуля собственной системы логистики, продолжает Беспалов. Стоимость 100% СИА в текущем виде и без учета долгов он оценивает в диапазоне 3,5-4 млрд рублей. Но в реальности сделка могла носить не рыночный характер, особенно учитывая, что «Марафон Групп» сам является совладельцем «Магнита».

У миноритариев «Магнита» возможная сделка энтузиазма не вызывает. Как пишут «Ведомости», планы ретейлера их встревожили. «Аптечный рынок перегрет: много игроков, мало кто из них зарабатывает. Поэтому вопрос, как «Магнит» может зарабатывать на таком рынке, открыт», — заявил изданию директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+