Жестокая весна: за два месяца под санкциями миллиардеры потеряли больше $6 млрд
Два месяца понадобилось России, чтобы ответить на беспрецедентно жесткие санкции, введенные Минфином США 6 апреля против 24 российских граждан. В понедельник, 4 июня, Владимир Путин подписал закон о контрсанкциях, предусматривающий шесть ответных мер, которые исполнительная власть может применять по своему усмотрению. В первую очередь речь идет о торговых ограничениях (запрет на ввоз или вывоз продукции из России) и возможном запрете для иностранцев на участие в приватизации и госзаказе.
Под апрельские санкции США попали семь российских миллиардеров. По оценке Forbes их состояние за минувшие два месяца сократилось на $6,7 млрд. Наибольшие потери понесла несчастливая троица: Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг и Сулейман Керимов. Они потеряли в общей сложности $6 млрд.
Самые чувствительные потери — у Олега Дерипаски. Его состояние сократилось на $3,2 млрд до $3,52 млрд. С момента введения санкций акции его группы En+ (объединяет долю миллиардера в UC Rusal и энергетические активы) на Лондонской бирже рухнули на 55% до $5,4 за бумагу. Котировки группы ГАЗ на Московской бирже обвалились на 33% до 412 рублей. При этом американские власти регулярно делают послабления для компаний Дерипаски. Например, изначально Минфин США предписывал контрагентам UC Rusal свернуть контракты с алюминиевым гигантом к 6 июня. Сейчас срок перенесся на 23 октября. Благодаря этому компании почти удалось восстановить объем экспортных продаж.
Тем не менее, сохранить прямой контроль над ключевыми активами у Дерипаски едва ли получится. Он активно ищет покупателей на свои в ГАЗе и En+. Не исключено, что им окажется государство. На минувшей неделе губернатор Иркутской области Сергей Левченко рассказал о своей встрече с Дерипаской и признал, что миллиардер не исключает возможной национализации части его активов. Тогда же депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов (КПРФ) предложил передать в собственность государства 40% Иркутскэнерго — крупнейшей энергокомпании Сибири.
Пока Дерипаска ищет покупателей, Виктор Вексельберг, потерявший за два месяца под санкциями $1 млрд, активно выводит крупнейшие активы из-под санкций. Еще в начале апреля миллиардер сократил свою долю в швейцарском концерне Sulzer до 48,83%, продал самой компании почти 15% ее акций. Впрочем, для Вексельберга эта сделка оказалась безденежной: средства от продажи пакета Sulzer (почти 550 млн франков) были заморожены на счетах в швейцарских банках. В двух других швейцарских компаниях (OC Oerlikon и Schmolz + Bickenbach) миллиардер существенно сократил доли (с 43% до 19,9% и с 42% до 16% соответственно) за счет обмена активами с партнерами: Евгением Ольховиком и Владимиром Кремером. Ольховик и Кремер нарастили доли в швейцарских компаниях, а Вексельберг получил от них активы — правда, какие именно и на какую сумму «Ренова» не рассказала.
Акции Polyus Gold, на которые приходится львиная доля состояния Сулеймана Керимова за апрель-май упали на 12% до 3940 рублей за бумагу на Московской бирже. Состояние миллиардера за это же время сократилось на $1,8 млрд до $5 млрд. Еще на $700 млн сократилось состояние Владимира Богданова (до $1,73 млрд). Закончить весну без потерь удалось участнику апрельского санкционного списка Игорю Ротенбергу, а Кирилл Шамалов и Андрей Скоч даже немного разбогатели: на $30 млн и $50 млн соответственно.