Битва на Пресне: экс-глава ВЭБа судится с Олегом Дерипаской из-за Трехгорной мануфактуры
Выходя из офиса на Рочдельской улице в Москве, сотрудники «Базового элемента» Олега Дерипаски упираются в высокую кирпичную стену, за которой скрываются корпуса текстильной фабрики конца XIX века. Соседство не случайно: «Базэлу» принадлежит компания «Трехгорная мануфактура», владелец комплекса. Здесь до сих пор расположено ткацкое производство, но сегодня место больше известно по многочисленным ресторанам, хипстерским стартапам и лофтам. Часть офисов занимает издательский дом Forward Media жены Олега Дерипаски Полины, а также Look Аt Мedia, долю в котором она купила в конце 2016 года.
Как выяснил Forbes, у «Трехгорной мануфактуры» может быть еще один владелец: проживающий в Лондоне Виктор Чернухин, бывший замминистра финансов в правительстве Михаила Касьянова и глава Внешэкономбанка в 2002-2004 годах. Он судится с Дерипаской — информация о его притязаниях на мануфактуру есть в материалах Высокого суда Лондона. Forbes выяснил обстоятельства конфликта.
Теневой акционер
«Базовый элемент» приобрел «Трехгорную мануфактуру» в 2002 году. Уже в 2003-м был разработан план по застройке земельного участка на берегу Москвы-реки площадью 12 га, который занимала фабрика. На месте «Трехгорной мануфактуры» планировалось построить до 500 000 кв. м коммерческой недвижимости. Однако московская мэрия отказывалась согласовывать перенос ткацкого производства на новое место.
Чернухин утверждает, что был партнером Дерипаски и владел 50% в кипрской компании Navio Holdings, которой до сих пор принадлежит «Трехгорная мануфактура». Доля Чернухина в Navio была оформлена на его гражданскую жену Лолиту Данилину — она возглавила «Трехгорную мануфактуру» после ее приобретения структурами «Базэла». В 2004 году Чернухин был уволен из ВЭБа и перебрался в Лондон, весной 2005 года его взаимоотношения с Дерипаской были оформлены акционерным соглашением. Связаться с Чернухиным и уточнить детали партнерства не удалось.
В 2006 году Дерипаске удалось договорится с властями Москвы о переносе ткацкого производства на выкупленный ранее у группы «Гута« Гаврилов-Ямский льнокомбинат в Ярославской области. Но планы по застройке «Трехгорной мануфактуры» не удалось реализовать из-за кризиса.
Вскоре отношения Чернухина с Дерипаской и Данилиной испортились. В 2010 году бывшие партнеры встретились в Давосе, где Дерипаска якобы пообещал выкупить долю Чернухина в Navio за $100 млн, но так и не сделал этого. Чернухин обратился в международный арбитражный суд в Лондоне, обвинив Дерипаску в недружественном поглощении «Трехгорной мануфактуры». Летом 2017 года суд встал на сторону Чернухина и обязал Дерипаску выплатить экс-главе ВЭБа $95,2 млн. В пресс-службе «Базового элемента» заявили Forbes, что не согласны с этим решением и уже оспорили его в Высоком суде Лондона: жалоба будет рассматриваться в конце 2018 – начале 2019 года, исполнение решения арбитража пока приостановлено.
«В рамках спора господин Чернухин заявляет, что, находясь на государственном посту и будучи заместителем министра финансов РФ и председателем ВЭБ тем не менее являлся теневым акционером «Трехгорной мануфактуры», — сообщили в пресс-службе «Базового Элемента». - Однако партнером структур «Базового Элемента» по указанному проекту был не он, а его бывшая гражданская жена Лолита Данилина, что и подтверждается документами. При этом Лолита Данилина, имеющая хороший опыт в текстильном бизнесе, долгое время занималась операционным управлением предприятием. В настоящее время с целью защитить свои имущественные интересы госпожа Данилина также подала иск против Владимира Чернухина в Высокий суд Лондона».
В лондонских судах Данилина пытается доказать, что была реальным акционером Navio, а не представляла в компании интересы Чернухина. При этом, по данным консалтингового агентства SC Strategy, нанятого Чернухиным, судебные расходы Данилиной оплачивает Дерипаска, он также якобы заплатил ей $2 млн за иск против Чернухина и обещал еще $10 млн в случае успеха. Данилина подала иск к SC Strategy с требованием раскрыть персональную информацию, собранную агентством в ее отношении, однако 5 декабря этот иск был отклонен. «Госпожа Данилина ссылается на закон о защите информации и утверждает, что агентство нарушило ее права на защиту персональных данных, — объясняет Денис Дурашкин, юрист BGP Litigation. - Судья Высокого суда Правосудия отклонил иск Данилиной, поскольку пришел к выводу, что данный процесс в действительности является частью тяжбы Дерипаски и Чернухина, а Данилина действует в его интересах». По словам Дурашкина, Данилина еще может добиться успеха в суде, но решение Высокого суда, который по сути признал факт сговора с Дерипаской, эти шансы уменьшает.
Пока в Лондоне идут суды, «Базэл» не оставляет надежд перестроить территорию «Трехгорной мануфактуры». В октябре 2016 года Градостроительно-земельная комиссия одобрила проект реконструкции зданий мануфактуры под современное использование. В течение пары лет там должны появиться офисы, общественные пространства и даже пруд. Сейчас, по данным кадастровой карты, на участке порядка 100 000 кв. м, который занимает мануфактура, расположены строения общей площадью порядка 150 000 кв. м. По оценке Станислава Бибика, партнера Colliers International, комплекс «Трехгорная мануфактура» может стоить $250-300 млн.
Девелопер и консерватор
В третьем фильме «Бондианы» 1964 года «Голдфингер» главный злодей мечтает уничтожить большую часть золота на планете. Для этого он закладывает радиоактивную бомбу в Форт-Ноксе, где хранится золотой запас США, но Джеймс Бонд в последний момент успевает обезвредить ее. Использовать для съемок сам Форт-Нокс не получилось, финальные сцены снимали в золотохранилище британского Midland Bank. Сегодня Midland Bank не существует — его поглотил HSBC, а здание штаб-квартиры в Лондоне, где проходили съемки, в 2006 году выкупил Виктор Чернухин. Британские СМИ оценивали сумму сделки в £72 млн.
В 2008 году стали известно, что бывший российский госбанкир планирует перестроить штаб-квартиру, созданную в 1920-х годах, и открыть в ней отель. Как выяснил тогда «Коммерсант», стоимость реконструкции составляла £100 млн ($199 млн) — это был самый дорогой проект на гостиничном рынке Лондона.
В мае 2017 года в здании штаб-квартиры Middle Bank открылся проект Ned — коллаборация операторов luxury-отелей Soho Rooms и Sydell Group, включающая гостиницу на 252 номеров, девять ресторанов и подогреваемый бассейн на крыше с видом на собор Святого Павла.
В июле 2014 году Чернухин вновь напомнил о себе британским СМИ. Тогда его жена Любовь за £160 000 купила теннисный матч с британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном и мэром Лондона Борисом Джонсоном, который разыгрывался на аукционе по сбору средств в пользу Консервативной партии Великобритании. На фоне ухудшения отношений между Британией и Россией в британских СМИ разразился скандал. Оказалось, что еще в 2012 году Чернухина пыталась сделать пожертвование в адрес тори на £10 000, но была признана «нежелательным жертвователем», правда, после этого она сделала еще три пожертвования на £5500 — все они были приняты. Не стали консерваторы отказываться и от итогов аукциона. «Мы должны оказывать максимальное давление на Путина и его друзей», — заявил тогда Борис Джонсон, уточнив, что по его мнению, господин Чернухин не входит в эту категорию.
Любовь Чернухина до сих пор выступает одним из активных жертвователей Консервативной партии. Летом 2017 года она стала одним из 27 VIP-доноров, обеспечивших более половины из £6,2 млн, собранных партией тори после выборов в парламент.