Сегодня, 4 октября, стартует сезон Национальной хоккейной лиги (НХЛ). В числе владельцев команд НХЛ немало представителей рейтинга Forbes. Один из них — президент компании Delaware North (организация общественного питания и гостиничный бизнес) Джереми Джейкобс (№402 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $4,4 млрд), которому принадлежит клуб Boston Bruins. Старейшая команда НХЛ, входившая в так называемую «Оригинальную шестерку» основателей лиги, была куплена миллиардером в 1975 году за $10 млн. В 2016 году стоимость Boston Bruins была оценена Forbes в $800 млн, что на 7% больше суммы прошлого года, а ее доход достиг $169 млн, $69 млн из которых были получены с продаж билетов. Затраты шестикратных обладателей Кубка Стэнли на зарплаты игроков составляют $76 млн.
На 4% в 2017 году подорожала принадлежащая владельцам Little Caesars Pizza Майку и Марианне Илитч (№239 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $6 млрд) команда Detroit Red Wings. Илитч купили команду в 1982 году за $9 млн, сегодня клуб является одиннадцатикратным обладателем Кубка Стэнли и оценивается Forbes в $625 млн. Руководство Detroit Red Wings еще в апреле 2017 года заявило, что не отпустит своих игроков, сумма контрактов которых составляет $75 млн, на олимпиаду в Корею. Эта реакция неудивительна, ведь отправив в 2014 году 10 хоккеистов на олимпиаду в Сочи, команда вылетела в первом же раунде плей-офф чемпионата НХЛ, тогда как отправившие лишь шесть хоккеистов Los Angeles Kings взяли кубок. Владельцем Los Angeles Kings является американский инвестор Филипп Аншутц, купивший команду в 1995 году за $113 млн. В сезоне 2016 года клуб принес миллиардеру $142 млн, при этом имея одни из самых высоких в лиге затрат на игроков — $80 млн в год. Стоимость команды в 2016 году была оценена Forbes в $600 млн.
Провал Detroit Red Wings был не первым горьким опытом участия клуба НХЛ в Олимпийских играх. Подобный случай произошел в 2006 году, когда команда из Детройта также послала 10 своих хоккеистов на Олимпиаду и не смогла пройти первый раунд плей-офф. Собратьями Detroit Red Wings по несчастью тогда стала и принадлежащая миллиардеру Стэну Кронке (№182 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $7,5 млрд) Colorado Avalanche, также отправившая 10 игроков в Торино и вылетевшая во втором раунде плей-офф. Команда дополнила коллекцию спортивных активов Кронке в 2000 году и обошлась владельцу в $202 млн. После неудачи 2006 года и по настоящее время Colorado Avalanche так и не смогли завоевать ни одного Кубка Стэнли. В 2016 году клуб потратил на зарплаты игроков $66 млн, а его стоимость оценивается Forbes в $360 млн.
Среди последних приобретений в НХЛ покупка американским трейдером-миллиардером Винсентом Виолой (№1030 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $2 млрд) Florida Panthers в 2013 году. Сумма сделки составила $160 млн, за три последующих года клуб смог увеличить свою стоимость до $235 млн. Доход Florida Panthers в сезоне 2016 года оценивается Forbes в $100 млн, при этом долги команды достигают почти половины ее стоимости. Большая задолженность, впрочем, не причина экономить для Florida Panthers: в 2016 году клуб потратил на игроков $67 млн. В 2011 году миллиардер Терри Пегула (№427 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $4,1 млрд) стал владельцем команды Buffalo Sabres, заплатив за покупку $165 млн. Спустя пять лет доход клуба составляет $116 млн, а его стоимость оценивается Forbes в $300 млн. Команде еще ни разу не удавалось одержать победу в плей-офф НХЛ, что не мешает ей получать около $40 млн с продажи мест на ледовых аренах. Еще одной из недавних покупок стало приобретение в 2008 году президентом фармацевтической сети Rexall Дарилом Кацем (№693 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $3 млрд) Edmonton Oilers за $170 млн. В 2016 году потеряв 2% своей стоимости, команда была оценена Forbes в 445 млн. Затраты пятикратных обладателей Кубка Стэнли на игроков в сезоне достигли $69 млн, а доходы $117 млн, из которых $54 млн были получены с продажи билетов и абонементов.
Самая дорогая команда НХЛ New York Rangers, стоимость которой была оценена Forbes в $1,25 млрд, с 1997 года принадлежит Madison Square Garden, чьим президентом является сын американского телемагната Чарльза Долана (№359 в глобальном рейтинге Forbes, состояние $4,6 млрд) Джеймс Долан. За прошедший сезон команда заработала $219 млн, а продажи одних только билетов принесли $92 млн. Затраты New York Rangers на игроков оцениваются Forbes в $82 млн. Под стать команде, арена Madison Square Garden в Нью-Йорке является одной из самых дорогих в США – ее строительство обошлось в $1,1 млрд.
В России хоккей не пользуется широкой популярностью среди населения, однако пользуется у крупных бизнесменов, чему во многом способствует увлечение президента Владимира Путина этим видом спорта. В 2011 году в стране появилась даже собственная НХЛ — Ночная хоккейная лига, созданная по инициативе Путина, тогда занимавшего пост председателя правительства России. Впервые Путин вышел на лед в день своей инаугурации 7 мая 2012 года и с тех пор пропустил только один ежегодный гала-матч Ночной лиги.
Руководят лигой ООО «Ночная хоккейная лига» и фонд «Ночная хоккейная лига», председателем попечительского совета в котором был президент ГМК «Норильский Никель» Владимир Потанин. 95% акций ночной хоккейной лиги принадлежит АО «СоюзФлот Порт» — дочерней структуры группы компаний «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП, основные владельцы — «Транснефть» и группа компаний «Сумма» Заявудина Магомедова).
10 мая 2017 года президент выступил за команду «Легенды Хоккея» в игре против «Звезд Ночной лиги». В команду «Легенд» помимо Путина вошли министр обороны Сергей Шойгу, бывший игрок сборной СССР Вячеслав Фетисов, сейчас занимающий должность сенатора, Алексей Касатонов, Павел Буре и другие. Команда соперников вместо «Звезд» могла бы назваться «Миллиардеры Ночной лиги», так как в ее составе были председатель совета директоров КХЛ Геннадий Тимченко, председатель совета директоров СМП Банка Аркадий Ротенберг вместе с братом Борисом и племянником Романом, президент «Норникеля» Владимир Потанин, а также губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Ночная хоккейная лига изначально задумывалась как любительская, а основные спортивные страсти кипят в профессиональном спорте — Континентальной хоккейной лиге, к которой многие играющие с Путиным миллиардеры имеют прямое отношение. Например, Тимченко — президент самого богатого клуба лиги петербургского СКА, а Роман Ротенберг занимает должность вице-президента команды. Затраты СКА, двукратного обладателя Кубка Гагарина, на игроков в 2016 году составили $51 млн, став самыми большими в лиге. 27 сентября хоккеисты СКА еще раз подтвердили оправданность вложений, одержав 16 победу подряд в сезоне над омской командой «Сибирь». Но самым нашумевшим матчем стала встреча 23 сентября с аутсайдером лиги клубом «Югра», который СКА обыграли со счетом 9:1. К слову, примерно также соотносится и размер поддержки от КХЛ, который получат команды в сезоне 2017/2018: СКА передадут 40,45 млн рублей, а «Югре» — около 5,8 млн рублей, то есть 1 к 7. Размер вознаграждения рассчитывается лигой исходя из 9 параметров, в числе которых заполняемость трибун, телевизионные рейтинги и спортивные результаты.
Помимо руководства СКА Тимченко является председателем совета директоров КХЛ, в котором помимо него состоят Аркадий и Роман Ротенберги, крупнейший акционер ММК Виктор Рашников. Некоторым членам совета директоров лиги принадлежат и собственные клубы. С 2008 года в КХЛ выступает команда владельца «Северстали» Алексея Мордашова, носящая название компании. Клуб Рашникова «Металург» в данный момент занимает 4 место в Западном дивизионе Харламова. Помимо президентства в СКА Геннадий Тимченко совместно с Аркадием и Борисом Ротенбергами в 2013 году приобрел 49% акций финского клуба Jokerit, выступающего в КХЛ с сезона 2014/2015.
Доходы всех команд КХЛ, по словам ее президента Дмитрия Чернышенко, составляют 50 млрд рублей ($859,2 млн), 52% из которых приходится на финансирование госкомпаниями или напрямую из бюджета. Коммерческие доходы команд КХЛ, по признанию Чернышенко, имеют лишь 14% долю, еще около 30% составляет поддержка частных спонсоров. Для сравнения, совокупные доходы 30 команд НХЛ в прошлом сезоне равнялись $4,101 млрд, 36,5% которых составила прибыль от реализации билетов.
В отличие от Североамериканской лиги у КХЛ несколько иной подход к развитию индустрии. На заседании правления в мае 2017 года было решено повышать коммерциализацию лиги, но немаловажную роль отвели и успешным выступлениям хоккеистов на международных соревнованиях. Это подтверждается наличием в расписании сезона 2017/2018 перерывов на игры сборной, самый длительный из которых — с 24 января по 25 февраля, рассчитан на Олимпиаду в Пхенчхане.
Новая стратегия развития КХЛ включает в себя сокращение числа команд с 27 до 24 и ужесточение потолка расходов на игроков в 900 млн рублей ($15,5 млн), с последующим снижением до 600 млн рублей ($10,3 млн) к 2021 году. Кроме этого, на заседании совета директоров КХЛ, прошедшего 15 сентября 2017 года, было решено распределить между клубами 252 млн рублей ($4,3 млн) доходов от продажи прав на телевизионные трансляции и еще 100 млн рублей ($1,708 млн) в зависимости от посещаемости матчей.