Под прессом: Forbes составил рейтинг бизнесменов, подвергшихся уголовному преследованию
Свобода предпринимательства — это важнейший экономический и общественно значимый вопрос. Так сказал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2015 года. Глава государства привел удручающую статистику: 83% предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. «То есть их попрессовали, обобрали и отпустили», — заключил президент и попросил следственные органы и прокуратуру обратить на это особое внимание.
Словом, проблема давления на бизнес с помощью УК вышла на самый высокий уровень, поэтому Forbes решил исследовать тему экономических преступлений и измерить уровень давления на участников списка самых богатых предпринимателей страны, ведь и они не застрахованы от уголовного преследования. Мы изучили статистику экономических преступлений с 2000 года, подготовленную Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, и обнаружили несколько интересных цифр.
До 2002 года включительно самой популярной экономической статьей было присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ): на нее приходилось почти 38% (44 359) выявленных экономических преступлений. А в 2003 году лидерство перешло к другой статье — мошенничество (ст. 159 УК РФ): на нее пришлось 46% выявленных экономических преступлений (50 902). Настоящий всплеск мошенничества отмечен в кризисные 2008–2009 годы, когда доля ст. 159 УК РФ перевалила за половину, составив 53,5% и 54% соответственно. В 2014 году на мошенничество приходилась уже лишь треть выявленных экономических преступлений.
Статистика по уголовному преследованию участников списка Forbes в целом вписывается в общероссийскую тенденцию: мошенничество — самая популярная статья. Из 64 случаев предъявления обвинения двенадцать — по ст. 159, девять — по ст.160 и столько же — по ст. 174 (легализация денежных средств, приобретенных преступным путем), пять — по ст. 199 (уклонение организации от уплаты налогов), четыре — по ст. 198 (уклонение физического лица от уплаты налогов).
Рекордсменами по количеству статей, по которым были предъявлены обвинения, стали, безусловно, бывшие владельцы ЮКОСа Михаил Ходорковский и Платон Лебедев: у каждого по 10 статей. Всего в первый список Forbes, который был опубликован в 2004 году, входили семь фигурантов «дела ЮКОСа». Мы решили поставить фигурантов «дела ЮКОСа» вне рейтинга «Тюрьма и бизнес» как случай, не имевший аналогов в российском правосудии. Если бы они остались в рейтинге, то шестеро из них оказались бы в первой десятке, а Ходорковский и Лебедев возглавили бы этот список как самые состоятельные люди, отбывавшие наказание в колониях.
Методика нового рейтинга позволяет совместить два важных компонента — размер состояния и уровень ограничения свободы. После исключения фигурантов «дела ЮКОСа» из исследования самым состоятельным человеком, который подвергся уголовному преследованию, оказался владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков: когда против него было возбуждено дело, Forbes оценивал его состояние в $9 млрд. По второму показателю — ограничение свободы — лидировал бывший владелец «Моего банка» Глеб Фетисов: он провел в СИЗО полтора года в отличие от Евтушенкова, который провел три месяца под домашним арестом. Поэтому по совокупности факторов в рейтинге Фетисов опередил Евтушенкова.
quote_block node/323249Фетисов расплатился с вкладчиками и уже на свободе, но дело против него не закрыто. По просьбе Forbes бизнесмен написал статью. В ней бывший банкир задается вопросом о мере ответственности владельцев компаний за то, что происходит с их бизнесом. Эта тема пересекается с уголовным делом против другого миллиардера, Дмитрия Каменщика. Его подозревают в том, что в целях экономии он ослабил меры безопасности в аэропорту Домодедово (оказал опасную услугу), в результате чего смертник Евлоев беспрепятственно проник в аэровокзал и совершил теракт, унесший жизни десятков людей. По совокупности двух факторов Каменщик оказался на шестом месте рейтинга «Тюрьма и бизнес». Каменщик согласился выплатить компенсации пострадавшим, но пока остается под домашним арестом.
Уголовное преследование стало популярным способом решения экономических споров между бизнесом и властью, между самими бизнесменами, когда вместо того, чтобы идти в арбитражный суд, открывают УК РФ. Но проблема в том, что с беспределом пытаются бороться терапевтическими методами: либерализацией статей, которые часто используется для давления на предпринимателей, назначением омбудсменов. Тогда как в основе практики незаконного давления на бизнес лежит в первую очередь отсутствие независимой судебной системы, которая способна пресекать злоупотребление властью.