В своем бестселлере «Внутри: женщины, работа и стремление к лидерству» операционный директор крупнейшей мировой социальной сети Facebook Шерил Сэндберг подробно описывала процесс трудоустройства в компанию. Она «ужасно» хотела занять вторую после основателя Facebook Марка Цукерберга позицию в соцсети, но в то же время очень «боялась сделать что-то, что сорвало бы переговоры».
«Я могла показать себя жестким руководителем, но тогда Марк мог и не захотеть работать со мной, — вспоминает Сэндберг в главе «Успех и умение располагать к себе». — Так стоило ли демонстрировать принцпиальность, когда я знала, что точно хочу принять это предложение?»
Собеседование у Цукерберга выпускница Гарварда, работавшая в Google вице-президентом, в итоге прошла успешно.
30 января 2014 года, после шести лет карьеры в Facebook, Сэндберг покорилась новая вершина: размер ее состояния достиг $1 млрд.
Это случилось благодаря стремительному росту котировок соцсети на бирже NASDAQ. Накануне бумаги прибавили в цене 14,27%, поднявшись до отметки $61,17 за штуку. Таким образом, стоимость принадлежащего операционному директору компании пакета более чем в 12 млн акций перевалила за $1 млрд.
Официальный представитель Facebook размеры состояния Сэндберг комментировать отказался.
Мать двоих детей, 44-летняя топ-менеджер стала одной из самых молодых женщин-миллиардеров в мире. Также она присоединилась к клубу успешных предпринимательниц, сколотивших свои состояния самостоятельно, а не унаследовавших капиталы от покойных мужей и родителей: тот же путь в предыдущие годы прошли основательница производителя белья Spanx Сара Блейкли, дизайнер Тори Берч и продюсер Опра Уинфри. Всего в прошлогоднем списке Forbes таких женщин было 24.
«Она одна из самых высокооплачиваемых менеджеров Кремниевой долины, — говорит Аарон Бойд, аналитик Equilar, которая мониторит объемы компенсаций руководителей технологических корпораций. — Она стала тем человеком, кто был особенно нужен Facebook для того, чтобы превратиться в публичную компанию».
Впрочем, миллиардером Сэндберг сделали акции соцсети, а не годовой оклад в $300 000. Перед IPO компании в мае 2012 года из отчетности Facebook следовало, что операционный директор владеет более чем 38 млн акций с ограничениями — это бумаги, которые она могла обменять на обычные акции после наступления оговоренных в контракте условий. Права проводить сделки с бумагами до IPO у нее не было.
После того, как часть ограничений были сняты, а часть бумаг — удержана в счет налогов, Сэндберг конвертировала внушительную долю своего пакета в акции Facebook. По состоянию на 30 января ей принадлежал пакет в 12 млн акций и около 600 000 опционов на бумаги. Двумя днями ранее операционный директор компании продала очередную порцию акций — 255 000 штук — и после уплаты налогов получила прибыль почти в $10 млн.
По оценке Forbes, всего с майского IPO 2012 года Сэндберг реализовала на рынке более 9 млн акций Facebook, еще 829 000 бумаг пожертвовала на благотворительность. Общий объем сделок после уплаты налогов составил более $250 млн. Топ-менеджеру соцсети также принадлежит миноритарные пакеты акций в Walt Disney Co., в совете директоров которой она заседает, и Starbucks, из совета которой Сэндберг уже вышла.
Нынешний рост котировок Facebook начался с публикации сильной финансовой отчетности в среду, 29 января. Чистая прибыль в четвертом квартале 2013 года по отношению к аналогичному периоду-2012 выросла восьмикратно, до $523 млн. Выручка увеличилась на 63%, до $2,6 млрд. Как заметила во время конференц-колла с аналитиками сама Сэндберг, самый впечатляющий показатель — это $1,25 млрд мобильной выручки, примерно столько же год назад зарабатывала вся соцсеть, а не только ее версии для пользователей смартфонов и планшетов.
«Мобильные пользователи не только впервые принесли нам более 50% выручки, мы так же впервые заработали в этом сегменте больше $1 млрд», — констатировала операционный директор Facebook.
Сэндберг сыграла решающую роль в трансформации Facebook из неповоротливого гиганта в одну из самых динамичных компаний на рынке мобильных технологий.
Неверие инвесторов в способность монетизации соцсетью мобильной аудитории тормозило рыночный рост детища Цукерберга целый год после IPO. Так что у основателя Facebook нет причин для недовольства своим ключевым менеджером. Цукерберг вряд ли жалеет, что в 2007 году сделал Сэндберг повторное предложение о трудоустройстве — первую оферту та отвергла по совету родственника, который сказал ей, что «человек ее уровня» ни за что бы не согласился на смену работы с первого раза.
«Тогда я пришла к Марку и заявила, что не принимаю его условий, — писала она в своей книге. — Но перед тем я не забыла сказать ему: «Конечно, ты понимаешь, что нанимаешь меня, чтобы я управляла твоими менеджерами, а это значит, ты хочешь, чтобы я была хорошим переговорщиком. Так вот, это единственный раз, когда мы ведем переговоры по разные стороны стола».
Спустя шесть лет они действительно на одной стороне. И дела идут лучше некуда.