Миллиардер Глеб Фетисов (№55 в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, состояние — $1,9 млрд) продал практически все свои активы. Речь идет о миноритарной доле в холдинге Altimo, владеющем телекоммуникационными активами «Альфа-Групп», и контроле в фонде My Decker Capital. Сделки состоялись в конце декабря, рассказал Фетисов журналистам в кулуарах партийного съезда «Альянса зеленых и социал-демократов».
Фетисов решил избавиться от активов, чтобы ничего не мешало заниматься политикой: по его словам, бизнес — это отличная мишень, когда уходишь в оппозицию. В ближайшие три года миллиардер планирует потратить на новую партию «Альянс зеленых и социал-демократов» более 700 млн рублей и избраться в Госдуму. О «политической» распродаже Фетисова в связи с партийным строительством стало известно в начале зимы. Теперь сделки закрыты, однако из-за срочности и неудачной продажи «Моего Банка» осенью Фетисов мог потерять миллиарды рублей.
Долю в холдинге Altimo (14,17%) планировал выкупит ее мажоритарный акционер. Контрольным пакетом Altimo (72,8%) ранее владела «Альфа-Групп», в декабре 2013 она передала его своей новой структуре LetterOne Holdings. По словам источника, близкого к «Альфа-Групп», Фетисову предложили выкупить его долю с 30-процентным дисконтом к рыночной цене, однако подтвердить факт сделки в «Альфе» на момент публикации не удалось. По данным Altimo, рыночная капитализация ее активов превысила $16 млрд, следовательно, за свой пакет Фетисов мог получить $2,3 млрд, с учетом дисконта — $1,6 млрд. Основным активом Altimo были 56,2% холдинга Vimpelcom, еще 13,2% турецкой компании Turkcell находились под управлением. Если учитывать только Vimpelcom, то предложенная Фетисову цена составит $1,25 млрд.
Через фонд My Decker Capital Фетисов инвестировал в китайскую розницу и недвижимость $150 млн. Основной актив — это 40% сети продуктовых магазинов NCS, в которую Фетисов в 2010-2011 годах вложил $100 млн. Так как выручка NCS к 2012 году выросла в полтора раза, более чем до $800 млн, этот пакет можно оценить в $150 млн. За эту цену желающие купить были еще год назад, однако, по словам источников, близких к миллиардеру, он отказывался от продажи, считая оценку заниженной. В целом, с учетом других инвестиций в Поднебесной, Фетисов мог выручить от продажи китайских активов $200 млн.
Еще один актив, голландский траст FFF Finance Group B.V., Фетисов уступил в конце ноября. На эту компанию был оформлен «Мой Банк» (94,8%) с капиталом $75 млн и активами $800 млн — из второй сотни российских банков. Сделка была подписана в день отзыва лицензии у Мастер-банка, спровоцировавшего кризис доверия на банковском рынке. Сразу после этого банк начал испытывать трудности с проведением платежей и ограничил выплаты физлицам до 20 000 рублей в день. Центробанк рассматривал вопрос о его санации.
Два банкира из списка Forbes утверждают, что «Мой Банк» был продан за 1 рубль. Однако источник в окружении Фетисова опровергает это: по его словам, миллиардер получил «живые» деньги. На FFF Finance Group могли быть записаны и другие активы: осенью томские налоговики обнаружили у кандидата в мэры Томска Фетисова незадекларированный доход в 1 млрд рублей, полученный в 2012 году от этого траста. При этом консолидированная прибыль «Моего Банка» за 2012 год — всего 91 млн рублей.
Фетисов получение миллиарда рублей в 2012 году опровергал, в его декларации официально был указан доход в 3 млн рублей, и позже налоговики признали эту декларацию верной. Источник Forbes, близкий к Фетисову, говорит, что миллиард рублей FFF Finance потратила на замещение одного из активов банка, по которому ЦБ в августе потребовал доначислить почти 130 млн рублей резервов.
У Банка России были претензии к качеству и других ссуд, выданных «Моим Банком». По итогам переписки с руководством банка регулятор в декабре настоял на том, что необходимо доначислить еще 62 млн рублей по кредитам семи компаниям (копия предписания ЦБ есть в распоряжении Forbes). Фетисов состояние дел в банке не комментирует, ссылаясь на то, что уже не имеет к нему отношения. Бывший президент «Моего Банка» Андрей Манойло утверждал, что новые акционеры хорошо видели реальное состояние кредитного учреждения.
Новыми акционерами банка стали 11 физлиц, среди них совладелец ГК «Никохим» Михаил Баранов, в интересах которого совершена сделка. Баранов владеет группой химических предприятий в Волгограде и известен дружбой с Никитой Михалковым, зять которого Альберт Баков был совладельцем холдинга. Сам Михалков и его дочь Анна одно время даже входили в совет директоров компании, управляющей активами Баранова.
На банк было несколько покупателей, интересы владельца «Никохима» пролоббировал председатель совета директоров «Моего Банка», давний бизнес-партнер Баранова Михаил Миримский. Сам Миримский появился в банке в апреле 2012 года, тогда же он получил долю в банке — 3,7%. Именно тогда Фетисов решил сосредоточиться на политической деятельности в своей партии «Альянс зеленых — Народная партия», упаковал активы в траст и отошел от активного управления бизнесом.
Поначалу Фетисов решил, что опытный управленец Миримский — подходящая кандидатура для управления банком. Он близок к Олегу Митволю, вместе с которым входит в Центральный совет партии «зеленых», и в то же время он помощник депутата Владимира Плигина, одного из лидеров рейтинга депутатов-лоббистов Forbes. Сейчас отношения между Фетисовым и Миримским из-за плачевного состояния банка напряженные, говорит источник в партии. Дозвониться до Миримского Forbes не удалось.
В «Моем Банке» у Фетисова застряло около 2 млрд рублей — личный вклад и субординированный долг: по договоренности с покупателями эти деньги оставались в банке. По данным международной отчетности, на начало 2013 года эти суммы составляли по 1,2 млрд рублей каждая. Теперь он, по сути, такой же неудачливый вкладчик, как и Никита Михалков.
У известного режиссера, по данным газеты «Ведомости», в банке застряло 200 млн рублей личных денег и 100 млн рублей на счетах подконтрольных структур, их возвращение под вопросом — банку не хватает 8 млрд рублей. Этот вклад у Михалкова появился при участии Миримского, рассказал близкий к банку источник. Газеты писали, что вместе с Михалковым о санации банка в ЦБ просил и другой вкладчик — экономист, коллега Фетисова по Российской академии наук Сергей Глазьев. Однако источник говорит, что тот забрал свой вклад накануне продажи банка.
Фетисов не продал только один актив, говорит близкий к миллиардеру источник. Это кинокомпания «Фетисов — Тетерин Филмс», она продюсировала фильм «Майор» студии Алексея Учителя, приуроченную к Олимпиаде комедию «В спорте только девушки», фильм Джона Фавро с участием Дастина Хоффмана «Шеф-повар» и «Вий». «Позитива никакого нет… Хотя бы несколько часов хорошего времяпрепровождения мы нашим гражданам обеспечим», — говорил Фетисов в недавнем интервью журналу «Компания».
По оценкам Фетисова, позитив в России появится не скоро: запаса прочности у реализуемого сегодня правительством курса нет, и все обвалится в перспективе трех-пяти лет. На это время вырученные от продажи активов деньги поступят в фонд фондов, инвестировать же в реальные активы Фетисов не будет.