К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бизнесмен года: Сергей Галицкий

фото Евгения Дудина для Forbes
фото Евгения Дудина для Forbes
Самый успешный российский предприниматель 2013 года

Редко случается, чтобы Сергей Галицкий, миллиардер, основатель самой большой в России торговой сети «Магнит», допустил ошибку. «Думаю, мы никогда больше не сможем повторить таких результатов», — сказал он в интервью Forbes весной 2013 года, комментируя финансовые итоги года минувшего. Спустя 9 месяцев мы можем констатировать, что он ошибался.

Претенденты на звание «Бизнесмен года»

Рустам Тарико

В июне 2013 года, после покупки польской компании CEDC, владелец корпорации «Русский стандарт» превратился во второго производителя водки в мире.

 

Андрей Романенко 

В мае 2013 года компания QIWI разместила акции на бирже NASDAQ, с тех пор капитализация выросла более чем вдвое. Сеть из 169 000 киосков и терминалов, через которые проходит 12 млн транзакций в день, — крупнейшая в мире.

 

За неполный год акции «Магнита», и ранее не обделенные вниманием инвесторов, подорожали почти в полтора раза. Оборот компании вырос на 28%, до $13,2 млрд, причем EBITDA составила 10,6% от выручки, а чистая прибыль — 5,7% (за три квартала 2012 года — 10,3% и 5,3% соответственно). По всем этим показателям «Магнит» обогнал X5 Retail Group — ближайшего конкурента, которого прежде опережал только по объему торговых площадей.

Состояние Галицкого теперь превышает $12 млрд.

Он вплотную приблизился к первой десятке российского списка Forbes и единственный на этом Олимпе разбогател не на финансовых операциях, нефти, металлах и прочих сырьевых товарах, а на потребительском спросе. Выстроивший свой бизнес по кирпичику, как Сэм Уолтон, основатель Walmart, или Ингвар Кампрад, создатель IKEA.

 

Настоящего предпринимателя отличает чутье. В 1994 году Сергей Галицкий бросил карьеру финансиста (он был заместителем управляющего краснодарского Ленексбанка) и начал торговать косметическими товарами. Через год Ленексбанк разорился, а учрежденная Галицким компания «Трансазия» стала эксклюзивным дистрибьютором Procter & Gamble в Краснодарском крае. Два года спустя он разошелся с партнерами, решив, что будущее за ритейлом. «Трансазия» так и осталась дистрибьютором (правда, одним из крупнейших на юге России), а «Магнит» постепенно превратился в самую посещаемую розничную сеть страны.

Когда ритейлеры боролись за города-миллионники, Галицкий осваивал российскую провинцию, открывая «Магниты» в селах и поселках городского типа. Конкуренты инвестировали в супер- и гипермаркеты, Галицкий упорно придерживался одного формата — магазина шаговой доступности. Он экономил на всем. «Нельзя не признать, что на сегодня сеть является лидером на рынке по количеству объектов. Но внутреннее содержание торговых точек оставляет желать лучшего», — писал в 2003 году о «Магните» в своем отчете топ-менеджер российского офиса одной транснациональной корпорации.

Слияниям и поглощениям Галицкий предпочитал органический рост, занимая лишь по мере необходимости. К 2006 году сеть Галицкого разрослась до 1500 магазинов, «Магнит» провел IPO, привлек почти $370 млн и только тогда начал строить гипермаркеты. На середину 2013 года общий долг у «Магнита» равнялся 21% выручки, тогда как у X5 Retail Group — 45% выручки. Но секрет «Магнита» не в экономии. По словам его владельца, выигрывает тот, кто постоянно ищет «точки роста». «Законы диалектики никто не отменял, — напоминает Галицкий. — Количество переходит в качество. Кто больше работает, тот больше добивается». Лев Хасис, руководивший X5 Retail Group до 2011 года, с уважением и симпатией (как вспоминают его бывшие сотрудники) говорил о Галицком. Хотя достижения «Магнита» часто становились для Хасиса головной болью.

Однажды редактор Forbes услышал мнение одного уральского предпринимателя: Галицкий потому столь успешен, что пользуется покровительством Кремля. Галицкий признает, что «были попытки» включить его «в политический процесс». Но в отношениях с государством он старается держать дистанцию. В заседаниях РСПП участвует редко, о президенте Путине говорит без пиетета, работу Госдумы критикует.

Откройте любой из последних квартальных отчетов «Магнита» за подписью Галицкого, и в разделе «Основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента» вы прочтете: «Будущий успех [группы компаний «Магнит»] в значительной степени будет зависеть от продолжения сотрудничества с руководящим звеном группы» (далее перечисляются имена топ-менеджеров — миноритарных акционеров компании).

 

Галицкий ни разу не выпускал из рук бразды правления — бизнес нужно чувствовать кончиками пальцев.

Но он не считает, что все в компании зависит от генерального директора: «В бизнесе люди работают против людей. Конкретные умы сталкиваются с конкретными умами. Если у меня из команды уйдет пять самых сильных человек, все так же хорошо работать не будет».

Пока никто из них не уходил. Провалов у «Магнита» еще не было. Инвесторы по-прежнему верят в компанию. А Сергей Галицкий уверяет, что признает лишь тот бизнес, где игра идет на грани — либо пан, либо пропал.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+