Что-то пошло не так: рейтинг невыполненных обещаний Илона Маска

В середине июля Илону Маску пришлось давать показания в суде из-за своей роли в поглощении убыточной компании-установщика солнечных панелей SolarCity, произошедшем в 2016 году. Сомнительное решение о сделке обернулось иском от акционеров Tesla, которые увидели в действиях миллиардера конфликт интересов: приобретенное предприятие основали двоюродные братья Маска, а сам он был крупнейшим инвестором и занимал кресла в советах директоров обеих компаний. Разумеется, не каждая затея Илона Маска заканчивается тем, что он оказывается в суде. Но многие из них реализуются не совсем по намеченному плану.
«Не будь я уверен в успехе, вряд ли бы запустил производство электромобилей или ракет», ― уверял Маск в суде. Однако революции в сфере солнечной энергетики, которую он предсказывал пять лет назад во время сделки с SolarCity, так и не случилось. В равной степени мы не увидели ни моделей Tesla по доступной цене, ни полностью электрических грузовиков, ни сети роботакси, ни дешевых высокоэффективных аккумуляторов нового поколения. В преддверии вердикта по делу SolarCity Forbes составил рейтинг крупных незадавшихся проектов Маска за последние пять лет. Подробнее о них — в галерее.
Перевод Антона Бундина
Tesla Model 3 всего за $35 000
Ценник всего в $35 000 Tesla несколько лет называла ключевым преимуществом этой модели. В компании Model 3 задумывалась как первый по-настоящему массовый электромобиль, а не продукт только для богачей. Тем не менее, после выхода Model 3 такая цена предлагалась лишь время от времени, а затем и вовсе исчезла. Сейчас Tesla Model 3 в самой доступной комплектации предлагается за $40 000 (после уплаты налогов), а с учетом регистрационных взносов и дополнений стоимость электромобиля приближается к $50 000. Тем временем, базовые цены на более дорогие Model S и X поднялись до $85 000 и $95 000 соответственно. Причем вместе с различными аксессуарами, налогами и сборами по доставке машины в итоге обойдутся дороже $100 000.
Грузовики Tesla Semi
Амбиции Маска не ограничиваются пассажирским транспортом. В ноябре 2017 года он представил футуристичный электрогрузовик, пообещав, что он сможет преодолевать 800 км на одном заряде. Маск утверждал, что Tesla Semi поступит в продажу в конце 2019-го, однако по состоянию на июль 2021-го Tesla так и не объявила ни конкретную дату старта продаж, ни расположение производственной площадки грузовиков. Кроме того, в июне из компании внезапно уволился Джером Гильен, руководивший разработкой грузовых автомобилей.
Мафия Tesla: как бывшие подчиненные Илона Маска становятся его главными конкурентами
Спортивная Tesla Roadster
Эту модель Tesla представила в ноябре 2017-го вместе с грузовиком Semi. Маск тогда заверял, что Roadster поступит в продажу в 2020 году, будет самым быстрым в изготовлении автомобилем и сможет проезжать на одном заряде до 1000 км. Ожидается, что примерный ценник на заветное чудо инженерной мысли составит около $200 000, но конкретных дат старта продаж никто не называет.
Инженерная хитрость: как бывший сотрудник Илона Маска стал его конкурентом
Гигафабрика Tesla под Берлином
Маск хотел, чтобы первый завод аккумуляторов Tesla в Европе открылся в июле 2021-го. Львиная доля строительных работ уже завершена, однако регуляторы пока не разрешили ввести его в эксплуатацию. К тому же объект столкнулся с сопротивлением местных экоактивистов и угрозой штрафов за проблемы с водоснабжением и канализацией. Сейчас в компании надеются на открытие завода к началу 2022 года.
Уроки немецкого: как бюрократия в Германии осложнила жизнь Илону Маску
Tesla на полном автопилоте
В октябре 2016 года Маск объявил о том, что все автомобили Tesla оснащаются необходимыми вычислительными мощностями, датчиками и камерами, которые со временем позволят перейти на автономное управление. Тогда предприниматель полагал, что на переход к полностью самостоятельному вождению уйдет 2-3 года. Дополнительный функционал за $10 000 ― по сути усовершенствованная система автопилот ― стал доступен потребителям в пробном режиме в июле. Однако после несчастных случаев, повлекших за собой гибель людей, Tesla начала предупреждать водителей о том, что система «может поступить неправильно в самое неподходящее время» и что пользоваться ею необходимо с «особой осторожностью». Таким образом, ее звездный час еще не настал.
Эксперты «легким обманом» заставили Tesla двигаться на автопилоте без водителя за рулем
Сеть роботакси Tesla
В октябре 2019 года на мероприятии Tesla Маск заявил, что к концу 2020-го «на наших дорогах точно будет более миллиона автоматизированных такси». По его задумке, владельцы Tesla смогли бы зарабатывать деньги на своих автомобилях, передавая их в пользование автономному сервису заказа поездок, который контролировала бы компания. Но ничего подобного не произошло, и нет никаких предпосылок к тому, чтобы в краткосрочной перспективе это стало возможно ― или хотя бы законно.
Дорогие мечты Илона Маска. Tesla ищет способы привлечь $2 млрд
Аккумуляторные батареи Tesla нового поколения
В сентябре 2020-го Маск с гордостью рассказывал о более емкой литиевой батарее 4680 размером с пивную банку. Миллиардер говорил, что новая модификация будет на 56% дешевле и вместит в себя впятеро больше энергии по сравнению с доступными сегодня аккумуляторами. Бизнесмен заявлял, что в лаборатории в Кремниевой долине на стадии изготовления находится небольшая партия батарей и что в течение года или двух компания, вероятно, запустит широкомасштабное производство. К настоящему времени сроки производства батарей нового типа по-прежнему не ясны, но задержками в их изготовлении, по-видимому, можно объяснить проблемы с запуском Semi и Roadster.
Прибрать за Маском: как бывший техдиректор Tesla зарабатывает на старых литий-ионных аккумуляторах
Солнечная энергетика и рабочие места
Штат Нью-Йорк потратил $950 млн на строительство и оснащение фабрики по производству солнечных панелей в Буффало, большие надежды на которую возлагала фирма SolarCity. В обмен на эту щедрость компания должна была создать на объекте по меньшей мере 1460 рабочих мест. В конце 2016-го после поглощения SolarCity компанией Tesla будущее казалось весьма перспективным. В декабре того года компания Маска сообщила о том, что заключила с Panasonic долгосрочное соглашение об изготовлении фотогальванических элементов на фабрике в Буффало. Сделка, как уверяла Tesla, позволит ежегодно изготавливать на фабрике солнечные панели на 1 гигаватт мощности.
Но в последующие годы объемы выпуска панелей оставались неясными. В 2020-м Tesla отчиталась о поставке солнечных панелей лишь на 205 мегаватт ― в четыре раза меньше того, что SolarCity установила в 2016 году, до поглощения. Помимо этого, Tesla с трудом поддерживает на фабрике требуемую численность персонала. В прошлом году с объекта ушел Panasonic, и количество работников сократилось еще сильнее. К концу мая на фабрике работало 1058 человек, а к концу текущего года компания обязана достичь целевого показателя в 1460 сотрудников или заплатить неустойку в размере $41 млн.
«Это сжигает тебя изнутри»: почему инвесторы Tesla готовы даже сменить работу ради Илона Маска