Сумма господрядов: 286 млрд рублей
Компания: «Северный морской путь», «Стройгазмонтаж», «Мостотрест» и др.
Заказчики: «Газпром», «Автодор», Росавтодор, Администрация гражданских аэродромов, Росморпорт и др.
«Если бы меня не пиарили как друга Путина, бизнес был бы поху-
же», — говорил в интервью Forbes Аркадий Ротенберг. Но дела идут своим чередом: он второй раз побеждает в рейтинге «королей госзаказа». В 2007 году он, совладелец банка «Северный морской путь», создал компании «Стройгазмонтаж» и «Трубный металлопрокат». Через год первая купила пять строительных «дочек» «Газпрома», выиграла крупнейшие подряды монополии, часть из них получив без конкурса. Другая контролируемая Аркадием и его братом Борисом компания СЕТП стала основным посредником в поставках «Газпрому» труб (по данным ФАС, в 2010 году на трейдера приходилось 90% закупок «Газпромом» труб большого диаметра). Сумма госзаказов, полученных фирмами Ротенберга за четыре года президентства Дмитрия Медведева, составила почти 900 млрд рублей.
В 2012 году Ротенбергу снова везло. Летом его компании получили подряды на реконструкцию газопроводов «Газпрома» на 17,5 млрд рублей, выиграли крупный подряд по проекту «Южный коридор» стоимостью 22 млрд рублей.
Компании Ротенберга строят не только газопроводы — холдинг «Мостотрест», в котором Аркадию Ротенбергу и его сыну принадлежит около 26% акций, вышел на первое место по объему господрядов на возведение дорог и других инфраструктурных сооружений. В качестве генподрядчика «Мостотрест» строит дублер Курортного проспекта в Сочи, головной участок скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург и участвует во всех мегапроектах. Самый крупный контракт на 34,7 млрд на обустройство дорог вокруг Сколково компании Ротенберга подарил в один из последних дней в роли президента страны Дмитрий Медведев. Еще один контракт, на участок трассы Москва — Санкт-Петербург, «Мостотрест» выиграл на конкурсе правительства Москвы в ожесточенной борьбе с «АРКС» (совладелец Геннадий Тимченко), снизив цену с начальных 29 млрд до 23 млрд рублей.
В июле 2012 года «Мостотрест» объявил, что намерен купить 60% небольшой компании «Национальная индустриально-торговая палата» (НИТП). Гендиректором компании стал Валерий Дорган, с 2010 года занимавший должность заместителя директора «Мостотреста» по маркетингу. Сумма сделки была 510 млн рублей. Но в октябре все раскрылось: за три дня НИТП выиграла восемь подрядов на содержание сети автодорог на сумму 18,9 млрд рублей. Заказчиком выступало «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» — та самая организация, которую до перехода в «Мостотрест» Виктор Дорган возглавлял больше 10 лет.
* Партнер — Борис Ротенберг