Енисей для Хотиных: бизнесмены претендуют на компанию сына главы "Росатома"
Как стало известно Forbes, Алексей и Юрий Хотины являются основными претендентами на покупку активов нефтяной компании "Енисей", которая занимается добычей нефти в Коми и Ненецком округе и владеет НПЗ в Усинске с мощностью переработки 2,5 млн тонн нефти в год. Два источника среди банкиров говорят, что стоимость компании, несмотря на снижение стоимости нефти, составляет порядка $300-400 млн.
По данным СПАРК, компания "Енисей" на 44% принадлежит компании Bavex и на 29% Coruno (обе — Швейцария), британские Maddison Associates и Motif владеют 19% и 16%, соответственно. По словам двух инвестбанкиров, бенефициарами "Енисея" являются сын руководителя "Росатома" Сергея Кириенко Владимир, которому принадлежит около 40%. Еще одним выгодоприобретателем является руководитель аппарата Госдумы и бывший спичрайтер Дмитрия Медведева и Владимира Путина Джахан Поллыева (руководила секретариатом Сергей Кириенко, когда он был премьер-министром), которой принадлежит миноритарный пакет около 10%. Остальной частью компании владеют Юрий Якубенко и Александр Липский. В Усинском НПЗ и "Енисее" не стали отвечать на вопросы Forbes. В "Росатоме" не стали давать комментарий. Телефон начальника управления Госдумы по работе со СМИ Юрия Шувалова не отвечал.
Нефтяная компания "Енисей" является игроком среднего размера и мало публична, у нее даже нет своего сайта. ООО "Енисей" создано в конце 1999 году нефтетрейдером "Моснефть" (ей принадлежали компании "Тиман-Печора Эксплорейшн" и "Косьюнефть"). В том же году "Енисей" выиграл аукцион по разработке Западно-Сынатыского месторождения в Коми. "Енисей" построила две очереди НПЗ в Усинске (Коми) мощностью 2,5 млн т в год и получило около $500 млн кредитных средств на строительства второго этапа НПЗ под залог мощностей.
Базовым активом компании является Южноторавейское месторождение с запасами около 12 млн т в Ненецком округе, которое Енисей выкупил у "Газпром нефти" в 2012 году. По словам источника близкого к "Газпром нефти", совет директоров компании согласовал стоимость продажи Южноторавейского за сумму до $50 млн. "После сделки это месторождение уже оценивали в $600-700 млн, что нельзя было назвать успешной сделкой нефтегазовой компании", — говорит один из инвестбанкиров. В "Газпром нефти" не стали отвечать вопросы о цене. Покупателем месторождения стала малоизвестная "Полар ойл продактс" из города Арзамас Нижегородской области (Владимир Кириенко долгое время возглавлял совет директоров местного Саровбизнесбанка), а ее владельцами были сингапурская Mardener Industries и швейцарская Bavex.
Управляющий директор Advance Capital Карен Дашьян считает, что при довольно высокой добыче (в 2014 году 340 000 т) запасы у актива не очень высокие. "Оценить НПЗ предприятия еще сложнее, продать его отдельно невозможно – завод обременил компанию кредитами на свое строительство. Поэтому вся компания целиком продается с большим дисконтам к кредиту банков на строительство НПЗ. Как актив компания может быть интересна частным игрокам", — говорит Дашьян. Директор Small Letters Виталий Крюков считает, что сейчас точно не самое подходящее время для продажи. "Думаю что попытка продажи могла быть связана с высокой кредитной нагрузкой, налоговым маневром (низкокачественная переработка понесла основные потери), отсутствием достаточного объема ресурсов для модернизации НПЗ и дорогими кредитами", — объясняет Крюков.
Для Хотиных это покупка может стать уже шестой за последние несколько лет. В прошлом году Хотины купили компанию "Полярное сияние" у ConocoPhillips и "Роснефти" за сумму около $150-200 млн, "Негуснефть" у Леонида Лебедева за $150-200 млн, а до этого стали владельцами компании "Дулисьма", Exillon Energy и "Иреляхнефть".
У Владимира Кириенко есть лишь косвенные связи с нефтяными активам. В совете директоров Саровбизнесбанка работает его нижегородский знакомый Игорь Зимин, его компании участвуют в бизнесе по добыче нефти в Коми вместе с группой "Альянс ойл" семьи Бажаевых, также ему принадлежит компания «Энтикоминвест» (более 40 АЗС и нефтебаза), которую выкупили у миллиардера Михаила Гуцериева.