— В вашем интернет-магазине сегодня 120 000 товарных позиций. Должно ли их быть больше?
— Сегодняшнему потребителю нужны миллионы SKU (stock keeping unit – единица учета товаров). Если мы возьмем рынок автомобильных запчастей или контента, это десятки миллионов позиций. Порядка полутора миллионов SKU современному потребителю нужно.
— Недавно на российский рынок вышли китайские интернет-ритейлеры Alibaba и JD.com . Отражается ли это на вашей торговле? Или люди покупают то, что им нужно, на разных площадках, и здесь не может быть речи о какой-то особой клиентской лояльности?
— На нас китайские ритейлеры не очень сильно отражаются. Немножко влияют, но не очень сильно.
— И так будет всегда?
— Они появились пару лет назад, это феномен недавний. Мы думаем, что поскольку «налог на Google», на трансграничный контент уже ввели, видимо, введут [налог] и на товары, и ещё порог беспошлинного ввоза [товаров] понизят.
— Это в ваших интересах, в интересах российских ритейлеров?
— Это в интересах российского общества.
— В последние два года в России кризис, и потребительская активность в оффлайновой торговле снижается - люди экономят, покупают меньше или менее дорогие товары. Вы замечаете такой тренд на своем рынке?
— Я не разделяю такой взгляд. Мы как потребители всегда ищем новые решения, адаптируемся к ситуации. В России, прежде всего, нет безработицы. А заплаты всё-таки потихонечку индексируются. Доходы, по крайней мере номинальные, сохраняются на прежнем уровне и распределяются так, как диктует сегодняшняя ситуация. Судя по статистике, люди стали меньше покупать автомобили, меньше стали ездить за рубеж, но на продукты питания и косметику сохраняется вполне приличный спрос.
— На какой экономический прогноз вы ориентируетесь? Что, по вашему мнению, будет с потребительской активностью и доходами в ближайшие несколько лет?
— Мы необузданные оптимисты. Россия прямо-таки взлетает сейчас и будет лететь дальше. Мы планируем удвоить выручку по отношению к прошлому году, а в 2017 году удвоиться по отношению к нынешнему. Надо активно расти. Жизнь – это экспансия, как говорил один академик.