Глава совета директоров «дочки» «Ростеха» «Нацимбио» Виталий Мащицкий отказался от планов по покупке фармацевтической компании «Биоран». «Ростех» продолжит проект по созданию производства инсулина в России, но уже без этой компании.
«Сделка не реализована, — рассказал Виталий Мащицкий в интервью Forbes. — Покупка «Биорана» действительно была в планах, было даже заключено с руководством этой компании соглашение о намерениях, но когда глубже погрузились в тему, мы от этих планов отказались».
«Юридически сделка не разорвана, хотя в конце 2015 года Виталий Мащицкий выдвинул мне ряд дополнительный условий, которые я не принял. После этого он мне написал, что в таком случае выходит из проекта и просит вернуть инвестированные средства», — рассказал Forbes президент «НПК Биоран» Армен Садгян.
По словам главы «Биорана», после трехмесячного досконального аудита сделка была совершена с аффилированной с «Ви холдингом» Виталия Мащицкого компанией, на основе соглашения, где были прописаны инвестиционные обязательства. От Мащицкого был получен кредит на текущую деятельность в размере $700 000, было проведено много работ с участием специалистов «Ви холдинга» и привлеченных Мащицким организаций, проект был подготовлен к старту. Теперь партнерство разорвано.
«Национальная иммунобиологическая компания» («Нацимбио») была создана государстенной корпорацией «Ростех» в конце 2013 года для «обеспечения национального суверенитета России в области производства и поставок лекарственных препаратов», через полтора года совет директоров компании возглавил Виталий Мащицкий.
Мащицкий также является президентом и основателем «Ви Холдинга» и председателем совета директоров компании Vimetco, через которую он контролирует китайского производителя алюминия HenanZhongfuIndustryCo и румынского Alro. Родившийся в Иркутске предприниматель входит в список Forbes с состоянием $500 млн.
В июле 2015 года руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов попросил президента Владимира Путина сделать корпорацию единственным поставщиком лекарств против ВИЧ, туберкулеза и гепатитов для государственных нужд. Соответствующее предложение Чемезов описал в письме главе государства. Он предложил сделать монополистом на рынке госзакупок лекарств дочку «Ростеха» — «Национальную иммунобиологическую компанию» («Нацимбио»).
По данным РБК, глава «Ростеха» попросил о преференциях до 2020 года. Он также предложил до 2025 года назначить «Нацимбио» единственным продавцом препаратов крови.
В октябре 2015 года президент России Владимир Путин подписал поручение о производстве инсулина в подмосковном Пущине, по планам проект должен реализовываться на базе «НПК Биоран». Эта компания реализовывает в Подмосковье проект создания биофармацевтического комплекса по производству генно-инженерных лекарственных средств стоимостью 14 млрд рублей.
В октябре 2015 года СМИ рассказали о том, что контрольный пакет «Биорана» купил Виталий Мащицкий, но, как выяснилось, сделка только обсуждалась.
Сейчас около 95% препаратов инсулина на российском рынке импортные, его стоимость оценивается в 11 млрд рублей.
Российские компании в основном производят инсулин из импортных субстанций, полным циклом производства владеют только две: «Герофарм-Био» и Институт биоорганической химии имени академиков М. Шемякина и Ю. Овчинникова.
«Инсулином мы продолжим заниматься, но уже без «Биорана», — сказал Мащицкий. — Мы поняли, что рынок ушел далеко вперед и теперь надо ставить вопрос не о производстве генно-инженерного инсулина человеческого, а о создании предприятия по выпуску его аналогов - инсулинов продленного действия».
По словам Мащицкого, сейчас «Нацимбио» находится в поиске своей программы по инсулину в «соответствии с поручением президента России Владимира Путина».
«Что касается нового пути для "Нацимбио", это отговорка, что бы снять с себя ответственность за срыв поручения президента России, — считает Армен Садгян. — У «Биорана» готов и запатентован полный набор всех аналогов инсулина. Технология усовершенствована в Европе, на что потрачено за пять лет более €18 млн собственных средств».