За пять лет немецкие предприниматели Нильc Тонзен, Флориан Янсен, Буркхард Биндер и Доминик Пикер сделали интернет-магазин Lamoda одним из крупнейших интернет-ритейлеров в России. Сегодня в каталоге Lamoda более 2 млн товаров. Собственная служба доставки Lamoda Express работает в 66 крупных городах России. О результатах работы Lamoda и судьбе фэшн-ритейла Нильc Тонзен, Флориан Янсен и Буркхард Биндер рассказали в интервью Forbes.
— В недавно вышедшем рейтинге интернет-компаний Forbes оценил Lamoda в $300 млн. В отчете шведского фонда Kinnevik за 2015 год капитализация Global Fashion Group (GFG), куда входит Lamoda, оценена в €3,25 млрд. В общей выручке GFG на долю Lamoda приходится около 25%. Если считать, что вклад компаний в капитализацию GFG пропорционален их выручке, стоимость Lamoda может составлять €800 млн. Насколько вы согласны с той или иной оценкой? Как вы сами считаете капитализацию компании?
Нильс Тонзен: Официально я не имею права комментировать цифры по стоимости компании. Мне кажется, оценка по выручке Kinnevik — гораздо более точная, чем примерные оценки экспертов, даже из отрасли e-commerce. Нельзя также недооценивать темпы нашего развития, которые в этом году очень высоки. Например, мы активно, развиваем такие направления, как B2B и marketplace, запускаем новую ИТ-платформу в России и еще на трех рынках – в Белоруссии, Казахстане и Украине. На мой взгляд, группа Lamoda однозначно сильно недооценена.
— Как сейчас обстоят дела в компании? Растет ли бизнес или наоборот падает? У каких компаний, на ваш взгляд, сейчас снижается доля рынка в интернет-ритейле?
Нильс Тонзен: Цифры за первые 9 месяцев 2015 года говорят о том, мы выросли за этот период на 85%. Мне кажется, это очень хороший результат в той ситуации, которая сейчас сложилась на рынке. У большинства оффлайн игроков сейчас либо стагнация, либо вообще падение. Выбор брендов в оффлайн становится все меньше и меньше, некоторые марки можно купить только онлайн, потому что компании не хотят нести дополнительные расходы, связанные с оффлайн торговлей. Мы, как интернет платформа, работающая в России, выигрываем от этого, и стараемся добавлять в каталог новые бренды.
Доля людей в России, которые покупают одежду онлайн, продолжает стремительно расти. При условии, что сейчас потребительский спрос падает, мы «отъедаем» кусок у оффлайн ритейла. Несмотря на то, что происходит на рынках, я уверен, что мы сейчас имеем все ресурсы для того, чтобы развиваться и расти даже в кризис.
— Имеет ли смысл вкладываться сейчас в российский онлайн- ритейл?
Нильс Тонзен: Однозначно, да, и все цифры это доказывают. На российский рынок приходится самое большое количество интернет-пользователей в Европе. Здесь очень сильный средний класс, у которого быстро меняются привычки потребления. Рынок фэшн-ритейла в России довольно большой, примерно €60 млрд, в течение нескольких лет он еще существенно вырастет.
Для нас бизнес в России – это игра в долгую. Для меня лично это более увлекательно, чем работа на уже сформировавшихся рынках, как в Великобритании, например, где фэшн онлайн-ритейл занимает уже около 20%. В России это всего 3%, поэтому на рынке большое количество возможностей для таких игроков, как Lamoda. После пяти лет работы в России у нас есть большой опыт взаимодействия с потребителями, что позволяет нам значительно улучшать платформу и качество работы и двигаться к той доли рынка, которую мы видим в той же Великобритании, например. И я верю в то, что сейчас как раз самое время инвестировать в российский e-commerce.
— Есть мнение, что в России пока недостаточно развита культура покупок одежды онлайн. Насколько эта ситуация изменилась за то время, пока Lamoda работает на российском рынке?
Биндер Буркхард Эндрю: Я думаю, что культура покупок одежды онлайн в России не такая уж низкая, но она несомненно выросла за последние пять лет. Тогда у людей был страх заказывать вещи онлайн, поскольку они боялись проблем с доставкой, оплатой, ошибкой в размере и так далее. Сейчас это уже стало обычным делом, когда люди заказывают вещи онлайн с доставкой и имеют возможность сразу все примерить и выбрать нужный размер. Сейчас на территории всей страны, не только в крупных городах, существует культура покупки одежды в интернете, мы наблюдаем существенный рост количества пользователей.
Флориан Янсен: Мы много инвестируем в customer experience и работаем над тем, чтобы у клиента при покупке на Lamoda не было страха, что ему продадут фейк или вообще не доставят товар. Мы пытаемся исключить все эти случаи, инвестируя в развитие сервиса – стараемся обеспечить заявленное время доставки, предоставить удобные способы оплаты.
— Как создавалась клиентская система Lamoda? Опыт каких международных игроков вы использовали?
Нильс Тонзен: Сначала мы смотрели по сторонам – как это делали другие крупные интернет-ритейлеры по всему миру. Но очень быстро поняли, что это не совсем правильный путь. Первое время мы все делали на аутсорсинге, как это принято у интернет-ритейлеров на западе – закупки, маркетинг и т.д. Но качество сервиса компаний-партнеров было очень низким, они не понимали тех задач, которые мы ставили. Три года назад мы приняли решение все делать внутри компании. Сначала создали службу доставки LM Express в Москве, а потом и на других рынках, где мы работаем. Через нее сейчас доставляется почти 70% всех наших заказов. Все процессы, которые обеспечивают клиентский сервис, мы теперь обеспечиваем только внутри компании. Никто другой не будет заботиться о вашем потребителе и о качестве процессов так, как вы сами. Я считаю, что это дало нам главное конкурентное преимущество из тех, что у нас сейчас есть. Сегодня в Москве наш customer experience лучше, чем у некоторых онлайн-магазинов в Берлине.
— Какие инвестиции вы планируете внутри Lamoda в ближайшее время и на что они будут направлены?
Флориан Янсен: Мы продолжаем инвестировать в развитие онлайн -платформы e-commerce. Планируем большие инвестиции в сектор IT, в такие сферы как персонализация и технология доставки товара потребителю. Кроме того, мы будем продолжать инвестировать в развитие логистики, операционных процессов и дальнейшее расширение нашего ассортимента. Планируем не только пополнять количество брендов на нашей площадке, но и добавлять новые категории товаров. Будем и дальше вкладываться в собственные марки Lamoda, что дает нам узнаваемость не только как продавцу одежды. Успех нашей британской марки Lost Ink, которая полностью разработана внутри компании, показал, что это инвестиции, которые приносят результат.
— Сколько у вас сейчас торговых марок и в чем выгода для Lamoda их развивать?
Нильс Тонзен: У нас несколько собственных марок, в том числе большой бренд, который сфокусирован на создании собственных моделей и дизайна одежды – Lost Ink. Фактически, это отдельная компания внутри Lamoda Group, штаб-квартира которой находится в Лондоне. Команда проекта состоит из дизайнеров одежды, работавших в лучших мировых компанияхй мира, например, из Asos, Inditex, Mango, M&S, Arcadia Group, River Island, и фокусируетмся на том, чтобы у Lost Ink. был свой собственный стиль и дизайн. Одежду Одежду и обувь Lost Ink. можно купить также на зарубежных сайтах Asos и Lipsy.
— Как с началом кризиса вы корректировали политику компании? Переходили на более дешевые либо на более дорогие марки, убирали бренды или добавляли новые?
Нильс Тонзен: Все бренды, которые были представлены, остались и в этом году. Как я уже сказал, Lamoda сейчас привлекает новые марки на свою платформу, это нужно для того, чтобы демонстрировать хорошее соотношение цены и качества. Для нас важно, чтобы потребитель мог найти для себя стильные вещи по лучшей цене. Мы будем и дальше инвестировать в закупку товаров от тех брендов, которые еще не представлены на Lamoda, даже в ситуации падении рубля и девальвации.
Флориан Янсен: Большинство магазинов на рынке работают с товарами одного ценового сегмента. Мы же хотим создать такую площадку, на которой покупатель может найти, как очень дорогие товары, так и доступные. Поэтому на Lamoda очень широкий перечень товаров – от эконом сегмента до премиального. Это очень важно, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации.
— Не так давно Lamoda запустила платформу marketplace. Какую долю бизнеса в дальнейшем займет marketplace? В чем для компании преимущество этого формата?
Флориан Янсен: Площадка marketplace – это дополнение к основному ритейл-бизнесу. Благодаря этой платформе мы добавляем товары в тех категориях, которые пока не представлены на Lamoda или в тех, где у нас пока не такие сильные позиции. Думаю, в течение нескольких следующих лет это будет значительная часть нашего бизнеса. Мы хотели бы, чтобы эта площадка дополняла Lamoda и существовала гармонично с ней. Мне кажется, это довольно выгодное предложение как для покупателей, так и для партнеров, например для тех, кто только начинает выходить на российский рынок. В этом сегменте мы ожидаем значительный рост в ближайшее время. Мы стартовали в декабре, а сейчас у нас более десятка уже работающих партнеров и несколько в процессе интеграции.
— Известно, что вы, Флориан, инвестировали в российский медицинский стартап…
Флориан Янсен: Это мои личные инвестиции, никак не связанные с Lamoda... (Прим. Forbes: по сведениям Forbes, Янсен вложился в сервис вызова врачей на дом Doc+. В числе соинвесторов проекта, стартовавшего в июле 2015 года – гендиректор OneTwoTrip Михаил Соколов, сооснователь KupiVip Дамиан Доберштейн, топ-менеджер АФК «Система» Дмитрий Хандогин и инвестбанкир Дмитрий Алмакаев. Сервис работает круглосуточно и сейчас, по словам Соколова, принимает через сайт, колл-центр и мобильное приложение более 100 вызовов в день. Стоимость вызова терапевта или педиатра с оперативным обследованием и рекомендациями по лечению – 2000 рублей для одного лица, 3000 рублей для семьи).
— Lamoda работает на рынках Казахстана, Белоруссии и Украины. Какие доли в структуре выручки компании занимают эти страны?
Флориан Янсен: На всех этих рынках у нас неплохие доли, но Россия, конечно, все равно доминирует. В странах с низкой конкуренцией на рынке, менее силен оффлайн ритейл, поэтому бизнес-модель Lamoda для этих рынков — перспективный вариант.
— На какие рынки Lamoda планирует выходить в ближайшее время, если есть такие планы?
Флориан Янсен: Это сюрприз.
— Планируют ли компания Lamoda выходить на IPO?
Нильс Тонзен: Не могу комментировать какие-то планы относительно IPO. Я думаю, мы сфокусируемся в ближайшее время на развитии бизнеса, на том, чтобы компания росла настолько быстро, насколько это возможно, и увеличивала долю присутствия на рынке. Планы относительно привлечения инвестиций мы сейчас не готовы обсуждать.