Нелетные отношения: Украина и Россия могут остаться без воздушного сообщения
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк днем 25 сентября сообщил о запрете полетов на Украину российским авиакомпаниям. «В соответствии с решением Совета безопасности правительство принимает решение про запрет полетов российских авиакомпаний, в первую очередь компаний ««Аэрофлот» и «Трансаэро» на Украину», — заявил Яценюк на совещании кабинета министров.
Яценюк поручил соответствующим ведомствам сообщить о решении российской стороне. «Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах», — отметил украинский премьер-министр. Как следует из распространенного сегодня сообщения правительства Украины, также вводится запрет на транзитные полеты российских компаний через территорию Украины, если самолеты, совершающие их, «содержат товары военного назначения, двойного назначения или российскую военную живую силу».
Решение украинского правительства резко раскритиковал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. «Сейчас можно сказать одно — что прекращение авиасообщения между Россией и Украиной было бы очередным актом безумия», — приводит «Интерфакс» слова представителя Кремля.
Он не исключил подобных шагов со стороны Киева в дальнейшем. «К сожалению, основываясь на опыте где-то последних 20 месяцев, мы не можем отрицать таких актов безумия со стороны Киева и не можем отрицать гипотетическую возможность таких актов безумия», — пояснил Песков.
Решение о введении санкций против российских авиакомпаний было принято еще 16 сентября, после подписания указа президентом Украины Петром Порошенко. Согласно этому документу, по отношению к авиакомпаниям «Аэрофлот», «Ак Барс Аэро», «Атран», «ВИМ-АВИА», «Газпром Авиа», «Глобус», «Донавиа», «Когалымавиа», «Космос», «Оренбургские авиалинии», «Полет», Red Wings, «Русджет», «Руслайн», «Сибирь», «Сирус-Аэро», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Центр-Юг», «Якутия», «Ямал», авиапредприятию «Северсталь» и специальному летному отряду «Россия» вводятся ограничения, частичная или полная приостановка транзита ресурсов, полетов и перевозок через территорию Украины.
Причиной введения санкций в указе названы «действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, которые создают реальную и/или потенциальную угрозу национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности и/или нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, приводят к оккупации территории, экспроприации или ограничения права собственности».
Российский чиновник из федерального ведомства в беседе с корреспондентом Forbes предположил, что причиной введения санкций против авиакомпаний могли стать их рейсы в Крым.
В пользу этой версии говорит тот факт, что авиакомпания UTair, которая не совершает полеты в Крым, в санкционный список не попала, отмечает собеседник Forbes.
Вечером 25 сентября украинские власти сообщили, что Государственная авиационная служба Украины начала информировать попавшие под санкции российские авиакомпании «о том, что им не выданы разрешения на выполнение рейсов в украинские города с начала зимней навигации 2015/2016 годов», то есть с 25 октября 2015 года. Официальный представитель Росавиации сообщил Forbes, что ведомство пока не получало от украинской стороны официального уведомления о запрете полетов российских авиакомпаний. До получения официальных документов говорить о возможных ответных действиях в отношении Украины пока рано, сказал представитель Росавиации. Представители «Аэрофлота» и «Сибири» также сообщили, что пока не получали уведомлений от украинских властей.
В то же время министр транспорта Максим Соколов заявил, что власти России будут вынуждены принять зеркальные меры, если российским авиакомпаниям запретят летать на территорию Украины.
«Мы понимаем, что это фактически приведет к остановке воздушного сообщения между странами», — приводит слова Соколова «Интерфакс».
«Сразу после того, как украинские авиавласти начнут выполнять решение президента и главы правительства, Росавиация выпустит абсолютно аналогичный документ. Мое личное мнение — это, конечно, ужасно. Ввязывать гражданскую авиацию в политические разборки глупо и контрпродуктивно. И вообще, как правило, прекращение гражданского воздушного сообщения означает начало войны, объявленной или необъявленной», — говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Обоснованность и правомерность введения санкций со стороны Украины в отношении российских авиаперевозчиков вызывает большие сомнения, считает доцент кафедры международного права МГУ им. Ломоносова Александр Баталов, специализирующийся на международном авиационном праве: «Между Россией и Украиной действует двухстороннее соглашение о воздушном сообщении, и введение подобных мер может рассматриваться как нарушение условий данного соглашения и быть основанием для принятия со стороны России соответствующих контрмер». После получения предписаний от украинских авиавластей российским авиакомпаниям придется приостановить полеты и ждать, когда вопрос о перелетах будет урегулирован на межгосударственном уровне, объясняет эксперт, а пассажирам будет необходимо решать вопросы, связанные с невозможностью перевозок и возвратом билетов, непосредственно с авиакомпаниями.
По информации федерального чиновника, Украина — одно из самых популярное направлений среди всех маршрутов по территории СНГ у российских авиакомпаний. Пассажиропоток из России на Украину можно оценить примерно в 1 млн человек в год, говорит он. Больше всего полетов на территорию Украины совершает «Аэрофлот» — по 5 рейсов в Киев, 3 рейса в Одессу и 2 рейса в Харьков ежедневно. Кроме того, между Россией и Украиной совершают пассажирские перевозки российские авиакомпании «Трансаэро», «Сибирь», UTair, а также украинские МАУ, «ЯнЭйр» и «Днеправиа».
В 2006 году и 2008 годах Россия сама запрещала полеты на свою территорию авиакомпаниям Грузии во время обострения политических отношений с этой страной. С октября 2006 года по март 2008 года и с августа 2008 по август 2010 года единственным способом добраться из России в Грузию были стыковочные рейсы, в основном через Украину. Летом 2010 года Россия разрешила чартерные рейсы в Грузию, а в сентябре 2014 года было восстановлено регулярное авиасообщение между двумя странами.