К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Информация по заказу: влияют ли бюджеты СМИ на их рейтинги?

Информация по заказу: влияют ли бюджеты СМИ на их рейтинги?
Крупнейшим донором и гарантом существования медиарынка в России является государство. По подсчетам Forbes, в 2016 году на поддержку СМИ из бюджета выделили почти 61 млрд рублей, годом ранее — около 72 млрд рублей.

Часть дотируемых СМИ принадлежит государству, некоторые являются частными. Средства из федерального бюджета они получают через субсидии на выполнение госзаданий либо на конкретные цели. По оценке главы АНО «Инфокультура» Ивана Бегтина, в виде субсидий СМИ получают 60–70% всех госденег. Остальное газеты, журналы и телеканалы выигрывают на тендерах по размещению информационных материалов и получают в качестве грантов (от Роспечати, от властей субъектов Федерации, от операторов президентских грантов и т. д.).

Почти все попавшие в выборку СМИ дотирует Роспечать. Агентство в частности распределяет средства среди телеканалов на трансляцию программ в городах и селах с населением меньше 100 000 человек. Именно на эти цели получают деньги из бюджета «Первый канал», «Пятый канал», НТВ и «Матч ТВ», формально являющиеся частными, и московский телеканал «ТВ-Центр», принадлежащий правительству столицы.

Государственные СМИ, которые на 100% контролируют Росимущество и Роспечать, получают деньги из бюджета просто «на деятельность». Дороже всего бюджету обходятся медиа группы ВГТРК: только субсидия на обеспечение их работы и производство программ в 2016 году составляет 21,8 млрд рублей (сумму всех дотаций ВГТРК см. в инфографике). На втором месте Russia Today (17,5 млрд рублей). Также государство оплачивает деятельность информагентств «Россия сегодня» и ТАСС, «Российской газеты», телеканала «Общественное российское телевидение» и других. Большая часть этих СМИ существенных доходов не приносит, а Russia Today, ОТР и “Парламентская газета” образованы в форме автономных некоммерческих организаций, то есть в принципе не могут выплачивать дивиденды.

Почему в 2015 году выросла прибыль ВГТРК, читайте здесь

Телерадиокомпания «Звезда» и «Парламентская газета» являются исключениями - их работу оплачивает не Роспечать, а Минобороны и Совет Федерации соответственно. В 2016 году Минобороны сократило расходы на «Звезду» вдвое, потратив 1 млрд рублей против 2 млрд рублей в 2015-м. В реестре субсидий указано: телеканал, который содержит министерство, должен воспитывать в гражданах патриотизм и повышать престиж военной службы.

Как мы считали

Для оценки объема финансирования СМИ из федерального бюджета мы изучили реестр субсидий по Роспечати (на сумму до 5 млн рублей) и топ-1500 всех субсидий. Из них были выбраны компании, являющиеся собственниками СМИ. По ним мы посчитали сумму дотаций на 2015 и 2016 годы, изучили финансовые показатели, охват аудитории и индекс цитируемости. Последний показывает, насколько влиятельным является источник информации. Рассчитывается индекс по количеству ссылок в других СМИ.

Патриотизм, образование, православие

Из бюджета дополнительно дотируется создание программ и фильмов, которые вряд ли окупились бы: образовательных, исторических, детских и направленных на воспитание патриотизма. Например, помимо субсидий на деятельность, ВГТРК получала в 2015-м и 2016 году по 85 млн рублей на создание программы «Вести», еще 4 млн рублей телекомпания получила на документальные фильмы «Патриарх» и «Революция». «Первый канал» в 2015 году снимал за счет государства телепрограммы «Сочи» и «Крым» (на них ушло 6 млн рублей).  ТАСС ежегодно получает дотации на съему телепередач «Формула власти» (28 млн рублей в 2016-м и 36 млн в 2015 году). «Пятый канал» в 2015 году снимал цикл передач «День ангела» и получил 6 млн рублей, а в 2016 ему просто направили 4 млн рублей на производство социально значимых и образовательных передач. Телепрограмма «АБВГДейка» на «ТВ-Центре» ежегодно обходится бюджету в 3 млн рублей. В таблице ниже смотрите, какие популярные передачи производства более мелких компаний финансирует государство.

Почти 10 млрд рублей в год государство тратит на поддержание телевизионной инфраструктуры. Основные получатели средств - «Российская телерадиовещательная сеть», которая транслирует обязательные общедоступные теле- и радиоканалы по всей стране, и телецентр «Останкино», который является крупнейшим в Европе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+