Часть дотируемых СМИ принадлежит государству, некоторые являются частными. Средства из федерального бюджета они получают через субсидии на выполнение госзаданий либо на конкретные цели. По оценке главы АНО «Инфокультура» Ивана Бегтина, в виде субсидий СМИ получают 60–70% всех госденег. Остальное газеты, журналы и телеканалы выигрывают на тендерах по размещению информационных материалов и получают в качестве грантов (от Роспечати, от властей субъектов Федерации, от операторов президентских грантов и т. д.).
Почти все попавшие в выборку СМИ дотирует Роспечать. Агентство в частности распределяет средства среди телеканалов на трансляцию программ в городах и селах с населением меньше 100 000 человек. Именно на эти цели получают деньги из бюджета «Первый канал», «Пятый канал», НТВ и «Матч ТВ», формально являющиеся частными, и московский телеканал «ТВ-Центр», принадлежащий правительству столицы.
Государственные СМИ, которые на 100% контролируют Росимущество и Роспечать, получают деньги из бюджета просто «на деятельность». Дороже всего бюджету обходятся медиа группы ВГТРК: только субсидия на обеспечение их работы и производство программ в 2016 году составляет 21,8 млрд рублей (сумму всех дотаций ВГТРК см. в инфографике). На втором месте Russia Today (17,5 млрд рублей). Также государство оплачивает деятельность информагентств «Россия сегодня» и ТАСС, «Российской газеты», телеканала «Общественное российское телевидение» и других. Большая часть этих СМИ существенных доходов не приносит, а Russia Today, ОТР и “Парламентская газета” образованы в форме автономных некоммерческих организаций, то есть в принципе не могут выплачивать дивиденды.
Почему в 2015 году выросла прибыль ВГТРК, читайте здесь.
Телерадиокомпания «Звезда» и «Парламентская газета» являются исключениями - их работу оплачивает не Роспечать, а Минобороны и Совет Федерации соответственно. В 2016 году Минобороны сократило расходы на «Звезду» вдвое, потратив 1 млрд рублей против 2 млрд рублей в 2015-м. В реестре субсидий указано: телеканал, который содержит министерство, должен воспитывать в гражданах патриотизм и повышать престиж военной службы.
Как мы считали
Для оценки объема финансирования СМИ из федерального бюджета мы изучили реестр субсидий по Роспечати (на сумму до 5 млн рублей) и топ-1500 всех субсидий. Из них были выбраны компании, являющиеся собственниками СМИ. По ним мы посчитали сумму дотаций на 2015 и 2016 годы, изучили финансовые показатели, охват аудитории и индекс цитируемости. Последний показывает, насколько влиятельным является источник информации. Рассчитывается индекс по количеству ссылок в других СМИ.
Патриотизм, образование, православие
Из бюджета дополнительно дотируется создание программ и фильмов, которые вряд ли окупились бы: образовательных, исторических, детских и направленных на воспитание патриотизма. Например, помимо субсидий на деятельность, ВГТРК получала в 2015-м и 2016 году по 85 млн рублей на создание программы «Вести», еще 4 млн рублей телекомпания получила на документальные фильмы «Патриарх» и «Революция». «Первый канал» в 2015 году снимал за счет государства телепрограммы «Сочи» и «Крым» (на них ушло 6 млн рублей). ТАСС ежегодно получает дотации на съему телепередач «Формула власти» (28 млн рублей в 2016-м и 36 млн в 2015 году). «Пятый канал» в 2015 году снимал цикл передач «День ангела» и получил 6 млн рублей, а в 2016 ему просто направили 4 млн рублей на производство социально значимых и образовательных передач. Телепрограмма «АБВГДейка» на «ТВ-Центре» ежегодно обходится бюджету в 3 млн рублей. В таблице ниже смотрите, какие популярные передачи производства более мелких компаний финансирует государство.
Почти 10 млрд рублей в год государство тратит на поддержание телевизионной инфраструктуры. Основные получатели средств - «Российская телерадиовещательная сеть», которая транслирует обязательные общедоступные теле- и радиоканалы по всей стране, и телецентр «Останкино», который является крупнейшим в Европе.