К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Чего ждать от нового главы Microsoft Сатьи Наделлы

фото Getty Images
фото Getty Images
Как Сноуден помог бизнесу Microsoft, где искать возможности для роста и почему не надо бояться Amazon

В начале ноября, когда его имя начало появляться в шорт-листе претендентов на пост генерального директора Microsoft, Сатья Наделла пообедал со мной в Нью-Йорке. Это интервью стало неожиданным во многих отношениях, и большинство открытий, которые я сделал, говорят в пользу Microsoft. Я остался убежден, что этот человек прекрасно подходит для своей новой должности, и теперь, когда он стал новым генеральным директором, комментарии, которые он дал, приобрели гораздо большее значение.

Наделла производит впечатление общительного, спокойного и приятного человека. При всех достоинствах его предшественников Билла Гейтса и Стива Балмера, у которых я неоднократно брал интервью, эти качества не приходят на ум первыми, когда пытаешься дать им характеристику. Но он не уступает им в способности к стратегическому мышлению и в почти религиозной преданности миссии Microsoft.

Наша беседа состоялась, когда Наделла возглавлял облачный бизнес Microsoft Azure, который предлагает программное обеспечение как услугу, а также заведовал Xbox Live и другими облачными сервисами компании. Кроме того, в его ведении находились корпоративные приложения, в том числе Windows Server и SQL Server. (Ранее Наделла стоял у руля поисковой машины Bing.) Во время разговора он напрямую не комментировал другие направления бизнеса Microsoft: продажу устройств и пользовательского ПО; кроме того, он не обсуждал слухи о своем возможном назначении. Но по его ответам можно понять, что он считает приоритетным для компании.

 

Если выразить его ответ одним словом, это будет "облако". Традиционным программным продуктам Microsoft, которые корпоративные и домашние пользователи устанавливают на свои компьютеры, приходится сталкиваться со все большим числом компаний, которые предлагают те же функции как онлайновый сервис; в их числе Google, Amazon, Salesforce, Dropbox, Box и другие. Но теперь с платформой Azure Microsoft  сама стала крупным игроком на этом рынке, хотя и продолжает продавать коробочные продукты.

По словам Наделлы, фактически только три компании ведут облачный бизнес в крупном масштабе: "Google, мы и Amazon, в этом порядке".

 

Многие начинают задаваться вопросом, переедет ли все программное обеспечение в облако и не получился ли, что онлайновые услуги компаниям будут предлагать лишь несколько игроков. При всей успешности Azure Наделла уверен, что этого не произойдет.

Он изложил свои "новые тезисы" об условиях успеха на рынке инфраструктурных элементов, таких как серверные операционные системы, базы данных и услуги виртуализации. По его мнению, перспективы традиционных программных продуктов Microsoft, которые клиенты устанавливают сами, будут зависеть от достижений на рынке облачных технологий. "В будущем для успеха на рынке инфраструктуры нужно будет сочетание трех вещей. Во-первых, нужно иметь широкий ассортимент облачных приложений. Во-вторых, нужно иметь собственные мощности для оказания услуг облачных вычислений и продавать их клиентам. Теперь, когда я вижу, как тяжело поддерживать работу моей организации [Azure], я понимаю, что нужно оказывать такие услуги в широком масштабе. Они должны предоставляться по всему миру".

Но сколько коробочного программного обеспечения по-прежнему будут покупать клиенты? Третий его тезис объясняет, почему он придает ключевое значение необлачным продуктам Microsoft. "После разоблачений Сноудена во всем мире для клиентов стала актуальна возможность создавать собственное облако и пользоваться приложениями в любых условиях. Это связано с устройством компьютерных сетей — скорость света по-прежнему налагает ограничения на скорость передачи данных на большие расстояния — и с геополитическими обстоятельствами. Мои клиенты создают собственные онлайн-приложения, покупают у меня серверное программное обеспечение и устанавливают его на собственных технологических площадках. У нигерийских поставщиков облачных услуг должна быть возможность предлагать свои услуги в непосредственной близости от клиентов".

 

"Если каждый сектор бизнеса и общества будет основан на программах, кто будет обеспечивать их работу? – задается вопросом он. — Избранные высокооплачиваемые эксперты по информационным технологиям, которых финансируют венчурные капиталисты в Кремниевой долине? Или множество программистов, которые сами могут разрабатывать программное обеспечение? В последнем случае появятся и другие игроки на рынке инфраструктуры помимо трех или четырех глобальных мегаигроков". Он верит, что продажа программного обеспечения этим новым игрокам станет ключевым рынком сбыта для Microsoft.

Наделла удивил меня, когда рассказал, как Microsoft теперь разрабатывает традиционные корпоративные продукты, которые она продает клиентам. "В Microsoft теперь нет разработчиков SQL Server, есть только разработчики Azure. Но каждые 12—18 месяцев мы анализируем новые наработки и включаем их в продукт, который можно продавать".

Каков будет объем серверного рынка у Microsoft в будущем? "В мире ежегодно продается девять миллионов серверов. Из них лишь один миллион покупок пришелся на крупных игроков. Мы пытаемся спрогнозировать: свернется ли в будущем весь рынок до этого миллиона? Или будет установлен какой-то баланс?" Очевидно, он отвечает на последний вопрос утвердительно.

Он считает, что у Microsoft остаются существенные возможности для роста. "Три из четырех серверов сегодня по-прежнему работают под управлением операционной системы Windows, — объясняет он. — Наш бизнес инфраструктурных решений имеет объем более $20 млрд, и рост составляет более десяти процентов в год как в верхнем, так и в нижнем ценовом сегменте. Но затраты на ИТ в мире составляют $2 трлн. Поэтому никто не контролирует существенную долю этого рынка. А при переменах, которые сейчас происходят, все определения продуктовых категорий можно выбросить в окно".

Наделла считает, что крупные поставщики оборудования для корпоративных клиентов, такие как EMC, Cisco, HP и Dell, заинтересованы в том, чтобы все не перешли в облако. Но он добавляет, что некоторым из этих компаний придется принимать тяжелые решения о переходе в бизнес облачных приложений. "Можно ли создать собственный облачный сервис? Да, но это будет стоить $5 млрд, а чтобы приблизиться к крупным игрокам, придется преодолеть немало барьеров".

 

Угроза со стороны Google и Amazon представляется ему исключительно серьезной. Но сотрудничество с Microsoft необходимо, если традиционные производители хотят дать отпор посягательствам со стороны гигантов облачных вычислений: "Я говорю им: "Я ваша единственная надежда, если вы хотите создать инфраструктурный бизнес". Если благодаря Microsoft возникнет множество мелких поставщиков облачных услуг, а крупные компании смогут создать собственные облака, это будет поднимать продажи поставщикам оборудования, уверен он.

Его послание коллегам по Microsoft звучит воинственно. "Я говорю им: возглавляйте, а не следуйте за другими, — рассказал он мне. — И не играйте от обороны. Даже не смотрите на Amazon. Пусть они будут успешны в своей области".

Но Microsoft угрожает не только изменение технологий. Серьезную проблему представляет исторически обособленная структура продуктовых линеек, менеджеры которых зачастую настроены скорее на борьбу между собой, чем на сотрудничество. Недавняя реструктуризация во многом размыла границы между разными направлениями бизнеса, но традиции неискоренимы. Если все определения категорий можно выбросить в окно, то с битвами за место под солнцем следует сделать то же самое, чтобы Microsoft оставалась успешной.

Очевидно, что новый лидер высокотехнологичной отрасли обладает собственным видением. И он будет упорно менять компанию.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+