28 февраля основатель Groupon Эндрю Мэйсон был уволен с поста генерального директора компании. C момента IPO в ноябре 2011 года капитализация Groupon упала в 4,3 раза, а убыток по итогам 2012 года составил около $70 млн.
«Успех, достигнутый нами при продаже товаров, — это заслуга бренда Groupon. Наши пользователи воспринимают нас как площадку с непревзойденными ценами», — настаивал глава крупнейшего в мире сервиса скидок Groupon Эндрю Мэйсон после публикации очередных финансовых итогов осенью 2012 года.
Мэйсону нелегко было отбиваться от града вопросов. Groupon, проведший одно из самых многообещающих размещений на бирже NASDAQ, в ноябре 2011 года был оценен рынком в невероятные $12,8 млрд, но уже через год с небольшим подешевел в четыре раза. Бизнес-модель, а заодно и финансовые показатели перестали вселять в инвесторов веру в успех. Компания, открывшая миру новый вид электронной коммерции — коллективные покупки с огромными скидками, — понемногу превращается в обычный интернет-магазин. Сейчас доля банальной онлайн-торговли товарами и услугами — от одежды до авиабилетов — уже достигла 20%. Что же пошло не так в этой, как казалось недавно, перспективной бизнес-модели одного из самых успешных американских интернет-стартапов?
Группонная лихорадка. В начале своей карьеры 26-летний программист из Чикаго Эндрю Мэйсон при финансовой поддержке интернет-предпринимателя Эрика Лефкофски и Чикагского университета работал над проектом Thepoint.com — на этом сайте люди могли договариваться о проведении совместных мероприятий. Проект наделал много шума, но оказался коммерчески неэффективным. Тогда-то Мэйсону и пришло в голову сыграть на страсти американцев к скидкам, и в 2008 году это воплотилось в сайт Getyourgroupon.com, а вскоре название сократилось до Groupon.com.
Благодаря удачной идее объединять потребителей в группы для получения скидок чикагскому сайту удалось достичь беспрецедентных даже по меркам онлайна показателей роста (за один только 2011 год выручка выросла с $313 млн до $1,61 млрд), что сделало Мэйсона миллиардером. Клиентами Groupon стали сотни миллионов пользователей.
Суть бизнеса компании такова. Groupon собирает деньги с клиентов, а потом оплачивает согласованную цену товара или услуги продавцу, с которым заключено соглашение на продажу. Для получения скидки необходимо просто купить купон на сайте сервиса, распечатать его и предъявить продавцу. Выручка Groupon — разница между тем, что он получил от клиента, и тем, что он оплатил заказчику. При этом размер «комиссионных» компании — 50%. Заказчиками выступают магазины, туристические агентства, рестораны, спа-салоны и другие заведения, с которыми Groupon договаривается о сверхскидках в обмен на гарантии привлечения определенного количества клиентов. Выгода для продав цов — предложение их товара большой аудитории, для покупателей — скидки, достигающие иногда 90%.
«Мы поняли, что строили что-то очень уникальное ... мы надеемся подсоединить в интернете каждый местный бизнес...» — проповедовал несколько лет назад Мэйсон. Он шутил, что хочет создать нечто похожее на Amazon, крупнейший интернет-магазин потребительских товаров.
Все это дало старт «купонной лихорадке»: так называемая модель Groupon была подхвачена и скопирована сотнями интернет-предпринимателей по всему миру. К 2011 году в Америке насчитывалось более 400 клонов Groupon, а в Китае — около 3000 похожих сайтов, подсчитали журналисты Forbes.com. В России первые сервисы коллективных покупок появились в 2010 году, и уже через год объем этого рынка в нашей стране оценивался в $400–500 млн. По исследованию J’son & Partners Consulting, основными игроками (лидерами по посещаемости) на начало 2012 года являлись Biglion, Kupikupon, Groupon Russia, Bigbuzzy и Vigoda (в порядке убывания).
Пока потребители не стали более требовательными и покупались на интересную новацию, сайты успели окупиться, заработать, а некоторые и удачно себя продать. Cам Groupon захватывал один американский штат за другим, а вскоре вышел за пределы США и обосновался еще в десятках стран либо самостоятельно, либо скупив собственные клоны. Мэйсон купил купонные сервисы в Индии, Чили, Германии, Турции. На российский рынок Groupon вышел в августе 2010 года, купив контрольный пакет здешнего клона — сервис «Дарберри» — у пяти его основателей во главе с предпринимательницей Еленой Масоловой, которой тогда не было и 25 лет («Дарберри» тут же превратился в «Groupon Россия»). Сделку оценивали в $50 млн, причем ни покупатель, ни продавцы никогда не оспаривали эту сумму; правда, сколько получила сама Масолова, неизвестно.
В 2010 году Google предложил за Groupon $6 млрд, и эта сделка могла стать одной из крупнейших в интернете. Но владельцы отказались продать сервис, вызвав недоумение журналистов и участников рынка. Зато спустя год Мэйсон доказал, что Groupon может стоить и больше. В ноябре 2011 года компания вывела свои акции на биржу и привлекла $700 млн, продав их по $20 за штуку. Инвесторы оценили компанию в $12,8 млрд, несмотря на показанные ею в предшествовавшем году $456 млн убытка.
«Пузырь» лопнул. Уже спустя три месяца эйфория стала проходить. Инвесторы, взглянув на фундаментальные показатели Groupon, поняли, что переоценили купонный бизнес. По итогам 2011 года, в котором состоялось громкое IPO, выручка сервиса составила $1,61 млрд, чистый убыток — $373,5 млн. С марта 2012 года акции Groupon пребывают в свободном падении: они подешевели со времени IPO почти на 75% и сейчас стоят около $5 за штуку.
Недавние восторги участников рынка сменились глубоким скепсисом: о Groupon заговорили как о новом «пузыре», надувшемся на мировом интернет-рынке. Основатель российского интернет-магазина Wikimart Максим Фалдин сравнивает Groupon с финансовыми пирамидами, как МММ в начале 1990-х, и с интернет-компаниями конца 1990-х, «в которых ранние участники зарабатывают на более поздних». Правда, крах «доткомов» вспомнили не только из-за резкого падения акций Groupon: одновременно на рынке из-за слабых финансовых результатов обвалились котировки социальной сети Facebook и крупнейшего производителя игр для социальных сетей Zynga.
Первые инвесторы стали покидать Groupon в июне 2012 года после снятия запрета на продажу акций. Осенью вышел из бизнеса Алишер Усманов (№1 в рейтинге богатейших Forbes — 2012), еще до IPO инвестировавший в Groupon около $150 млн и в результате ничего не заработавший (его инвестиционная компании DST и Mail.ru Group продали свои доли в Groupon).
Старший аналитик Sberbank Investment Research Анна Лепетухина отмечает, что идея помогла компании вырасти до огромных размеров, но это сделало ее бизнес громоздким и неэффективным. Из основных недостатков модели Groupon она называет низкую цену входного билета в этот бизнес — аналогичные сервисы стали возникать повсеместно. У Groupon появились тысячи клонов и рост собственных доходов замедлился.
Зато расходы не уменьшились. Компании необходимо вкладывать деньги в постоянный поиск партнеров для продажи их товаров со скидками. На Groupon работает 5400 так называемых звонил — менеджеров по связям с партнерами. А всего в штате компании около 12 000 человек. У партнеров эйфория от работы с купонными компаниями постепенно проходит. «Наше сотрудничество не было эффективным. Аудитория Groupon восприимчива только к радикально высоким скидкам и не готова к покупке цифровой техники по разумно низкой цене», — отмечает представитель российской розничной сети «Связной» Елена Ноготкова. По ее словам, «Связной» пробовал предложить посетителям Groupon купоны на скидку номиналом 500 рублей: из 900 скачанных купонов были использованы только два. «Аудитория Groupon любит скидки, а не поставщиков скидок, поэтому превратить хотя бы часть подписчиков Groupon в лояльных клиентов и тем самым простимулировать продажи практически невозможно», — говорит Лепетухина. Представитель «Groupon Россия» утверждает, впрочем, что 80% российских партнеров пользуются Groupon повторно.
Деформация модели. В 2012 году Groupon начал предлагать не только купоны, но и обычные потребительские товары, пытаясь компенсировать потери от ключевого бизнеса более традиционной коммерцией. Кроме того, компания изрядно сократила затраты на маркетинг — с 40% от выручки в III квартале 2011 года до 12% в III квартале 2012 года. Это приостановило рост числа активных покупателей. Зато в результате по итогам II квартала 2012 года Groupon получил первую чистую прибыль — $28,4 млн.
«Фундаментальные показатели компании стали лучше, поэтому надеюсь, что спекуляции закончились и компания просто стала реально оцениваться рынком», — отметил в беседе с Forbes один из миноритарных акционеров, попросивших его не называть. По словам генерального директора «Groupon Россия» Вадима Федотова, курс на «оптимизацию затрат» будет продолжен.
Интересно, что клоны Groupon, в том числе и в России, вслед за лидером совершили маневр в сторону торговли обычными товарами. У начинавших как купонные сервисы Vigoda.ru и Biglion.ru примерно треть выручки в 2012 году пришлось на обычную онлайн-торговлю. У Groupon остается серьезное преимущество перед более молодыми конкурентами — его огромная аудитория. Из 200 млн зарегистрированных пользователей компании активными покупателями являются только 40 млн, но Анна Лепетухина из Sberbank Investment Research отмечает, что у Groupon есть неиспользованные возможности, связанные с собранной компанией базой предпочтений его армии клиентов.
На падение популярности купонных сайтов, начавшееся в 2012 году, влияет еще один фактор: в России резко снизилось количество стартующих малых бизнесов — а именно они являются клиентами таких площадок. «Рынок схлопывается, уходят мелкие игроки… По моему ощущению, на рынке будет все меньше и меньше компаний, останется три-четыре игрока», — прогнозировал в беседе с Forbes осенью 2012 года основатель Vigoda.ru Шахар Вайсер. Его компания в попытке освоить новые рынки пошла, пожалуй, дальше всех отечественных клонов Groupon — Вайсер занялся предоставлением операторских услуг: созданием инфраструктуры для интернет-магазинов, а также обслуживанием различных программ лояльности, в том числе «Малина». Может быть, он откроет новую золотую жилу?