Спасение «Трансаэро» силами S7 Group отменяется. Совладелец S7 Владислав Филев отказался от покупки контрольного пакета акций «Трансаэро», сообщил Forbes человек, близкий к правительству, и подтвердила супруга и партнер бизнесмена Наталья Филева. Основной владелец «Трансаэро», оказавшейся на грани банкротства, — Александр Плешаков. Сделки не будет, потому что у Плешакова нет 51% авиакомпании, сказала Филева и от дальнейших комментариев отказалась.
Общий долг «Трансаэро» оценивался в 250-260 млрд рублей (160 млрд — лизинг, 85 млрд — кредиты). При банкротстве авиакомпании кредиторам вряд ли удастся вернуть свои деньги. Часть кредиторов, в частности банк МФК, близкий к Михаилу Прохорову, и «Новикомбанк», связанный с «Ростехнологиями», поддерживали приход новых акционеров.
Филев, по словам источника Forbes, близкого к одной из сторон несостоявшейся сделки, сообщил, что отказывается от «Трансаэро», и кредиторам («они не отреагировали, они растерялись») и самому Плешакову, который пригрозил подать в суд на Филева.
Наталья Филева не стала это комментировать, повторив лишь, что необходимого количества акций у Плешакова нет. На момент публикации текста связаться с Плешаковым не удалось. Его супруга и бывший гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова передала «Ведомостям», что срок сделки между Плешаковым и Филевым составляет 60 дней и этот срок еще не истек. «Я думаю, на решение Филева повлияла катастрофа (самолета А321 «Когалымавиа». — Forbes). Слишком много шума вокруг авиации, — полагает источник Forbes, близкий к владельцу S7. — Но и Плешаков должен отдавать себе отчет в том, сколько у него акций».
«Филев не может работать, если у него нет контроля в 51%. И так сделка очень сложная. А покупать акции и просто троллить «Аэрофлот» — не его задача», — резюмировал собеседник.
Вечером 20 октября Филев и Плешаков подписали соглашение, предполагающее продажу совладельцу S7 Group 51% акций «Трансаэро», писал РБК. Сумму сделки бизнесмены не назвали, но Плешаков говорил, что она существенно выше 1 рубля — символической суммы предполагавшейся сделки с «Аэрофлотом». В свою очередь «Аэрофлот» отказался покупать «Трансаэро», потому что Плешаков не смог собрать 75% плюс одна акция для продажи. Ольга Плешакова говорила РБК, что ее супруг владеет примерно 60% перевозчика. Но банки-кредиторы не хотели снимать залог с акций (блокпакет «Трансаэро» был заложен в ВТБ).
На следующий день после того, как Филев и Плешаков договорились о сделке, первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что правоохранительным органам стоит обратить внимание на то, как «Трансаэро» оказалось в нынешнем тяжелом для компании финансовом положении. Еще через несколько дней, 26 октября, Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта «Трансаэро». Без этого документа компании не имеют права выполнять полеты. До прошлой недели «Трансаэро» находилась под оперативным управлением «Аэрофлота», организовавшего перевозку более 90% пассажиров, имевших билеты авиакомпании. Также «Аэрофлот» получил 56 международных направлений «Трансаэро» и 12 самолетов из его флота.
Forbes оценил состояние семьи Филевых, владеющей группой S7, в 15 млрд рублей. Основные активы группы S7 — авиакомпании «Сибирь» и «Глобус» (выполняют полеты под брендом S7 Airlines). По данным группы, в 2014 году услугами ее авиакомпаний воспользовались 10 млн пассажиров. Совокупная выручка группы S7, по оценке Forbes, составила 89,7 млрд рублей.