Доходная свалка: в борьбу за рынок отходов Москвы включились миллиардеры и госкомпании
Третьего октября 2013 года правительство Москвы выставило на торги необычный лот. За вывоз и утилизацию мусора из четырех административных округов города до 2028 года столичные власти заплатят 71 млрд рублей. Кто получит эти деньги?
Еще в декабре 2012-го Москва провела первый экспериментальный конкурс на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) в Юго-Западном административном округе сроком на 15 лет, на кону было 25 млрд рублей. До этого вывозом и утилизацией московского мусора в ЮЗАО занималось более сотни компаний. Такая система ни к чему, кроме криминализации этого бизнеса, не приводила, объяснял мэр Москвы Сергей Собянин.
В чем заключался эксперимент? Для участия в конкурсе каждый претендент должен был внести денежный залог на 1,2 млрд рублей. Такая сумма нашлась у единственного участника, созданного в 2009 году ООО «МКМ-Логистика». Эта компания и победила. Ее учредителями были два молодых человека чуть старше 20 лет — Михаил Чигиринский и его знакомый, студент Финансовой академии Гамлет Авагумян. Отец Михаила Александр Чигиринский — бизнесмен, владелец компании «Снегири-Девелопмент», а его дядя Шалва входил в список богатейших предпринимателей России Forbes.
Гамлет Авагумян сказал Forbes, что вышел из числа учредителей компании в 2012 году, что-либо добавить он отказался. Сейчас «МКМ-Логистика» на 100% принадлежит Михаилу Чигиринскому. За год компания приобрела более ста грузовых автомобилей и другую технику, но собственного сортировочного предприятия и полигона для утилизации мусора у нее пока нет. По словам первого заместителя гендиректора «МКМ-Логистики» Андрея Комарова, компания уже ищет площадки под сортировку и утилизацию. И продолжает сотрудничать с субподрядчиками.
Бизнес работает как часы. По контракту с Москвой за сбор и утилизацию тонны мусора «МКМ-Логистика» получает 3200 рублей. Компания вывозит бытовые отходы на подмосковные полигоны и платит за их захоронение, средний тариф в радиусе 55 км от Москвы — 400 рублей за тонну. Откуда взялась сумма 3200 рублей? В правительстве Москвы на вопрос Forbes не ответили. На этот вопрос не может ответить и член рабочей группы при правительстве Москвы по реформированию рынка ТБО Андрей Якимчук: «Работа была проведена большая, но точно узнать стоимость каждой строки тарифа оказалось очень тяжело».
Якимчук — гендиректор компании «Экосистема», работающей с мусором в семи регионах России, включая Москву. Эту фирму в 2006 году создал бывший топ-менеджер РАО «ЕЭС России», предприниматель Валентин Завадников. В декабре 2012-го компания победила в конкурсе на вывоз и утилизацию отходов московских медицинских учреждений, снизив стоимость трехлетнего контракта с 1 млрд до 800 млн рублей. В сентябре 2013 года блокпакет «Экосистемы» приобрел консорциум инвесторов, включая финансиста Рубена Варданяна (по оценке Forbes, состояние $800 млн).
В октябре 2013 года Москва выставила на торги 15-летние контракты на сбор и утилизацию ТБО в Северном (САО, 17 млрд рублей), Западном (ЗАО, 14,8 млрд рублей), Юго-Восточном (ЮВАО, 17,3 млрд рублей) и Северо-Восточном (СВАО, 21,9 млрд рублей) административных округах.
Заявки на участие в конкурсах подали семь компаний, все они обеспечили денежный залог около 1 млрд рублей. «Победители были известны заранее, — рассказывает один из участников. — В двух округах поступило по одной заявке, в оставшихся борьба была показной». В ЗАО единственным участником конкурса была «МКМ-Логистика», формально тендер был признан несостоявшимся, а 18 ноября компания Чигиринского получила контракт. В СВАО мусор достался компании «Хартия» из Мытищ, а мусор ЮВАО — фирме «МСК-НТ». Кто стоит за этими компаниями? Участники рынка называют фамилии и имена детей высокопоставленных российских силовиков, но никаких официальных подтверждений найти не удалось.
В САО к конкурсу были допущены два участника, победителем стала «Эколайн». Эта фирма принадлежит Глебу Франку, зятю бизнесмена Геннадия Тимченко (№9 в списке Forbes, состояние $14,1 млрд), и Владимиру Лавленцеву, основателю группы компаний «АРКС» и вице-губернатору Санкт-Петербурга по ЖКХ.
Передел мусорного рынка Москвы окончен? Ничего подобного. В июне 2013 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что под крылом госкорпорации растет один из крупнейших операторов по сбору и утилизации бытовых отходов. Идею заняться этим бизнесом Чемезову еще в 2011 году подкинул Андрей Шипелов, тогдашний директор по развитию бизнеса «Российской венчурной компании». В марте 2012-го после восьми месяцев согласований начала работу компания «РТ-Инвест», доля «Ростеха» — 25%, а 75% принадлежит Шипелову и его тестю, нижегородскому депутату Вадиму Агафонову. «Переработка отходов во всем мире — динамично развивающийся технологический рынок, — рассуждает Шипелов, сидя в офисе в Москва-Сити с прекрасным видом на город и Москва-реку. — Сейчас его объем в России составляет $3 млрд, с возможным ростом до $8–9 млрд. Мы привлекаем деньги и попутно развиваем технологии компаний «Ростеха».
По планам Чемезова к концу 2013 года мусорный оператор, созданный «РТ-Инвест», должен был обслуживать 5% населения России. Откуда такой оптимизм? В мае 2013 года «РТ-Инвест» за $40 млн купил крупнейшую казанскую мусорную компанию «Предприятие ЖКХ», а в июне договорился о покупке контрольного пакета нижегородского оператора по сбору и переработке бытовых отходов — компании «Агжо» (сделка будет завершена в начале 2014 года).
Амбициозный игрок не мог пройти мимо московского мусора, и в октябре 2013-го «РТ-Инвест» объявил о намерении принять участие в конкурсах по вывозу и утилизации отходов в четырех административных округах. Но вместо заявок на участие в конкурсах структуры «РТ-Инвест» стали заваливать конкурсные комиссии жалобами на неправильно оформленную документацию. Команда Шипелова при поддержке «Ростеха» хотела ввязаться в большую игру, но неожиданно отказалась от участия в конкурсах. «Мы увидели, что в конкурсную документацию не интегрированы будущие поправки в действующее законодательство, и решили заявок не подавать», — туманно объясняет Шипелов. «РТ-Инвест» есть чем заняться и кроме мусора, хотя именно в это направление сделаны самые большие инвестиции. По словам Шипелова, компания разрабатывает IT-решения для авиаперевозок и информационно-коммуникационных систем.
«В «РТ-Инвест» лукавят, думаю, что они просто не успели по Москве договориться», — считает высокопоставленный сотрудник Министерства природных ресурсов. По мнению участников рынка, «РТ-Инвест» вступит в игру уже весной-летом 2014 года, когда будут проведены конкурсы на вывоз и утилизацию бытовых отходов в оставшихся пяти административных округах столицы.