«РЖД становится железнодорожным «Газпромом», — негодовал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в июле этого года. Компания «остается типично советской монополией, в своих абсолютно советских проявлениях», – не скупился на эпитеты чиновник. Сравнение объяснимое: как и у «Газпрома», у РЖД тысячи непрофильных активов, которые имеют весьма относительное отношение к железным дорогам: от кафе и спортивных клубов до девелопмента.
Аппетиты РЖД этим не ограничиваются. Forbes узнал о планах монополии выйти на еще один рынок – оказания услуг по передаче электроэнергии. В распоряжении издания оказались план-график Концепции формирования и развития электросетевого бизнеса РЖД и техзадание разработки, подписанное начальником Управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры РЖД Виктором Лосевым 29 июля. Монополия планирует до конца октября получить концепцию формирования электросетевого бизнеса в рамках холдинга РЖД, в то же время отразив «принципиальную необходимость» создания такой «дочки» и подготовив, при необходимости, проекты изменений в нормативные документы.
«Вопрос о целесообразности формирования электросетевого бизнеса находится в стадии обсуждения, данная возможность всесторонне изучается и оценивается», – подтвердил представитель РЖД, но подчеркнул, что говорить об этом как об уже свершившемся факте преждевременно. Президент РЖД Владимир Якунин заявил Forbes, что компания задумалась над развитием сетевых активов «не от хорошей жизни»: «все дорожает, и, как ни странно, энергетика тоже».
Вообще транспортировкой основного объема электроэнергии по сетям в России исторически занимаются две компании: холдинг «Российские сети», под чьей ответственностью – сети низкого напряжения, и Федеральная сетевая компания (ФСК), обслуживающая магистральные линии электропередачи. Но РЖД отвоевала себе сетевые активы разных уровней напряжения еще во времена РАО ЕЭС. И сейчас это, по сути, единственная компания федерального уровня, владеющая собственными электрическими сетями, говорит заместитель генерального директора «Российского энергетического агентства» Игорь Кожуховский.
В 2004-2006 годах, на заре формирования структуры энергетики России в современном виде, РЖД проводила и собственную реформу. Когда встал вопрос о передаче всех электросетей, в том числе железнодорожных, в специально созданную Единую национальную электрическую сеть под управление ФСК, транспортная монополия запротестовала.
Направления реформ «двух основополагающих отраслей экономики – железнодорожного транспорта и электроэнергетики» «не всегда совпадают, что влечет за собой конфликт интересов» РЖД и компаний РАО «ЕЭС России», жаловался в письме на имя президента страны Владимира Путина Владимир Якунин в мае 2006 года (есть у Forbes). Якунин настаивал, что передача электросетей железной дороги в управление ФСК, предусмотренная реформой энергетики, нарушит производственную деятельность компании и поставит под угрозу безопасность перевозок «как в мирное время, так и в особый период при обеспечении плана развертывания Вооруженных сил РФ».
Путин встал на сторону Якунина. «Зачем разрушать единый комплекс РАО РЖД? Пр. рассмотреть и включить Ваше мнение», - написал он Михаилу Фрадкову (тогда премьер-министру) 18 мая 2006 года поверх письма главы РЖД. Меньше чем через неделю Якунин хвастался «Коммерсанту», что монополия согласовала вопрос о полном сохранении в ее собственности всего энергетического хозяйства с Фрадковым. «Мы встретили абсолютное понимание со стороны главы правительства,— рассказал Якунин.— Однако хотели расставить все точки над i на самом высшем уровне. Поэтому 18 мая я обсудил этот вопрос с Владимиром Путиным. Президент России нас поддержал. Более того, его удивил сам факт обсуждения выделения электросетей из ОАО РЖД».
Так из базового правила реформы электроэнергетики было сделано существенное исключение, а РЖД осталось владельцем огромного энергетического хозяйства. Хозяйством управляет множество структурных подразделений: дистанции электроснабжения, которые в свою очередь входят в структуру региональных дирекций инфраструктуры. Ответственность за все железнодорожные сети в целом на компании «Трансэнерго», не выделенной в отдельную организацию (это филиал РЖД), а потому масштаб электросетевых активов РЖД скрыт от взгляда обывателей.
Но если присмотреться, внутри РЖД «зашит» сетевой гибрид: он сравним с монополистом - ФСК по географии деятельности и с крупнейшими «дочками» «Россетей» по производственным показателям. У РЖД сейчас больше 120 000 км линий электропередачи – через них, по разным оценкам, прокачивается около 10% всей электроэнергии России, это больше 80 млрд кВт*ч/год, говорит и. о. первого заместителя директора «Трансэнерго» Сергей Шимко (для сравнения: у одной из крупнейших распределительных компаний, МОЭСК, больше 130 000 км). У РЖД около 1500 подстанций высокого напряжения и больше 50 000 распределительных подстанций, – у МОЭСК свыше 600 центров питания. «Такое государство внутри государства», – говорит Кожуховский.
Но что еще более важно – РЖД, кроме собственных нужд, обслуживает 600 000 потребителей (юридических и физических лиц). На них приходится более 10% всего объема электроэнергии, что передается по железнодорожным сетям, говорит Шимко. Они «размазаны» по стране: ведь РЖД присутствует во всех регионах России.
Однако получать прибыль со своего сетевого хозяйства у РЖД долго не получалось. Электросети требовали больших затрат на содержание, а с тарифами на передачу энергии транспортной монополии не везло. «В конечные тарифы на свет по всей России включено порядка 12 млрд рублей от РЖД – в зависимости от региона это не более 10% от электросетевой составляющей, —говорит консультант компании Branan Владимир Еремин. – А в заявках РЖД всегда фигурируют суммы в 1,5-2 раза больше».
Защищать тарифы железнодорожникам нужно в региональных энергокомиссиях, вместе с обыкновенными сетевыми организациями. Но в РЖД не закончено внутреннее разделение видов деятельности, и доказать регулятором затраты на передачу энергии всегда крайне сложно, объясняет Шимко. По словам источника в монополии, РЖД удается доказать не более чем на 50-80% затрат на передачу энергии, остальные деньги компенсируются за счет эксплуатационных расходов. Шимко, ссылаясь на данные Желдорконтроля (внутренний аудитор РЖД), говорит, что удовлетворены менее половины тарифных дел.
Не говоря уже о том, что тариф дается только на ту энергию, что передается сторонним потребителям, а не используется для движения поездов, соотношение собственного потребления и транзита у РЖД везде разное. Издержки электрических сетей РЖД всегда были недостаточно прозрачны для государства, говорит Кожуховский: отдельного юридического лица нет - вся деятельность консолидируется на едином балансе РЖД.
Теперь РЖД хочет сыграть по-крупному и изучает возможности выхода на рынок электросетевой деятельности как самостоятельный игрок. Если это случится, получится компания вторая после «Россетей», предупреждает Кожуховский. «Есть мнение, что мы можем стать одной из крупнейших электросетевых компаний», – согласен Шимко.
Цель создания такой компании – заработать еще больше денег: выступая отдельной компанией, проще доказывать потребность в более высоких тарифах, поясняют два источника, близких к РЖД. Для создания «полноценной электросетевой компании» монополии нужно разработать тарифную модель и сформировать бизнес-план реструктуризации и самостоятельного развития сетевого комплекса, следует из документов, находящихся у Forbes.
Варианта два: или повышение тарифов, или перераспределение денег потребителей между участниками цепочки производства энергии, говорит Кожуховский. Это же следует из документов РЖД: «на основании расчетов тарифной модели должны быть разработаны (…) рекомендации по возможным механизмам увеличения доли электросетевой компании ОАО «РЖД» в региональном тарифном котле». «Будет скандал: ни энергетики, ни потребители не захотят делиться своей долей или тратить больше», – опасается председатель правления некоммерческого партнерства территориальных сетевых организаций Александр Хуружди.
Представитель «Россетей» не стал комментировать планы РЖД. Представители Минтранса и Минэнерго не смогли предоставить комментарии на запрос Forbes. Чиновник в правительстве считает, что логичнее всего было бы передать сети РЖД в обслуживание ФСК.
А в успешности создания собственного бизнеса пока сомневаются даже внутри монополии. Обслуживать сетевую компанию, обладающую хозяйством по всей стране, будет сложно и экономически невыгодно, уверен источник, близкий к РЖД: сейчас этим занимаются сотрудники, обслуживающие контактную сеть, а для отдельного бизнеса нужно нанимать новый персонал. Электросетевой бизнес транспортной монополии вряд ли может быть эффективен: абонент, который мог подключаться к обычным, не железнодорожным сетям, никогда не колебался: у железной дороги большая проблема с качеством подачи электроэнергии: регулярные скачки напряжения и так далее, объясняет собеседник Forbes. «В этой части конкуренции быть не может, при этом удельные затраты сетевой компании РЖД на деятельность наверняка будут выше, чем у «дочек» «Россетей», для которых передача энергии – профильная деятельность, а единый технологический процесс уже отстроен».
В итоге нового «монстра» может поглотить уже существующий – «Россети», опасается источник в монополии: правительство сейчас активно реализует программу по консолидации неэффективных сетевых организаций, а в большинстве регионов «дочка» РЖД с высокой вероятностью будет именно такой.
«Возможно, мы не будем идти по пути создания самостоятельной головной компании, – рассуждает сам Якунин, – действительно, да и зачем, это же не только получение денег, это же еще и огромные инвестиции».