К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ночная жизнь: крупнейшая клубная империя Москвы

Фото Space Moscow
Фото Space Moscow
Как устроена экономика холдинга Sagrado, который поит и развлекает 2 млн человек в год

Стрелка острова Балчуг рядом с монументальным Петром I — одно из самых модных мест в Москве. По ночам здесь горят неоновые огни, гремит музыка, толпы девушек курсируют от клуба к клубу. Им есть где разгуляться — Gipsy, Rolling Stone, Icon, «Артель Бессонница». Афиши на стенах сообщают о грядущих концертах на любой вкус — от популярной в конце 1990-х группы «Руки вверх!» до техно-вечеринок.

Большинство заведений принадлежит 49-летнему Михаилу Данилову. Путь в бизнесе он начинал в конце 1980-х с фарцовки и торговли сигаретами. Через 20 лет владелец компании «Бизнес-табак», ежедневно продававшей сигареты на $1 млн, удачно вложился в ныне закрытый клуб «Рай», который стал символом гламурной Москвы. Сегодня клубная империя Данилова с испанским названием Sagrado (священный) объединяет больше десятка площадок Москвы, в числе посетителей и инвесторов его заведений немало бизнесменов из списка Forbes. Частый гость клубов как на Ибице, так и собственных, Данилов остается весьма непубличной фигурой, даже его управляющие и арт-директора с ним нечасто пересекаются. Знакомые говорят, что скрытность Данилова и желание оставаться в тени объясняются суровой школой 1990-х, сам Данилов как-то рассказывал о регулярных кражах машин с сигаретами и нападениях на инкассаторов.

Обитатели «Рая»

Аромат шоколада смешался в воздухе с резким запахом гари. В мае 2006 года рядом с кондитерскими цехами «Красного Октября» сгорело здание, в котором через несколько месяцев должен был открыться клуб Queen. «Была первая мысль: всё, расходимся, фиксируем убытки», — вспоминает сооснователь Queen Андреас Лобжанидзе. Ранее Лобжанидзе работал промоутером в чужих заведениях. Вместе с партнерами он долго искал инвестора: сначала интерес к проекту проявил совладелец S7 Владислав Филев, но в итоге ударили по рукам с Михаилом Даниловым. К тому времени его компания «Бизнес-табак» была эксклюзивным дистрибьютором сигарет японской JTI в Москве и Центральном регионе, в бизнесе было занято почти 2000 человек.

 
Совладелец холдинга Sagrado Михаил Данилов задает тон клубной жизни Москвы, но сам остается в тени
Совладелец холдинга Sagrado Михаил Данилов задает тон клубной жизни Москвы, но сам остается в тени·Фото Семена Каца для Forbes

Клуб начали строить на «Золотом острове», так стали называть Балчуг, где безраздельно властвовала группа «Гута» миллиардера Юрия Гущина и его зятя Артема Кузнецова — они еще в 1990-х консолидировали контрольные пакеты столичных кондитерских заводов и получили у властей Москвы разрешение на вывод производства из города. На месте цехов «Красного Октября» владельцы «Гуты» намеревались построить 150 000 кв. м элитного жилья. И Лобжанидзе убедил Кузнецова, что luxury-клуб станет хорошей рекламой для будущего района, а потом заведение можно и закрыть. «Идея была такой: мы открываем клуб, привлекаем внимание престижной публики к малопопулярному месту, — рассказывает Данилов. — После все закрываем, и «Гута» начинает стройку».

Пожар чуть не обрушил все планы. Лобжанидзе стоило больших трудов убедить партнеров и Данилова не отказываться от проекта, и в феврале 2007 года клуб открылся под другим названием — «Рай». После пожара здание перестроили и в нем открыли еще и концертно-банкетный зал «Элизиум». Инвестиции Данилова в оба проекта составили почти $6 млн. Планировалось окупить вложения за полтора года, но хватило и шести месяцев. Клубная индустрия в Москве вступила в пору расцвета, деньги лились рекой, летом 2007 года баррель нефти подорожал до $70, и гламур и развлечения стали символом «жирных» 2000-х.

 

Клуб «Рай» был местом притяжения участников списка Forbes и чиновников разных мастей, конкуренцию ему составлял только клуб «Дягилев» в саду «Эрмитаж». В «Рае» можно было встретить миллиардеров Вагита Алекперова, Александра Несиса, Михаила Фридмана, в «Элизиуме» проводил корпоративы Millhouse Романа Абрамовича. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов помог провести в «Рае» вечеринку с участием шаолиньских монахов.

Клубная жизнь Москвы ассоциировалась тогда с жестким фейсконтролем, попасть в «Рай» было сложно даже весьма состоятельным людям. Ажиотаж и фейсконтроль — одна из составляющих успеха: миновать очередь на входе в клуб гости могли, лишь заказав стол. Лобжанидзе говорит, что депозиты за столик в «Рае» доходили до $10 000. Еще одним источником денег стали гигантские спонсорские контракты с алкогольными и табачными брендами —  запрета на рекламу их продукции тогда не было. Среди спонсоров была и группа «Мегаполис» миллиардеров Игоря Кесаева и Сергея Кациева, в том же 2007 году Данилов продал им свой табачный бизнес.

По словам Лобжанидзе, брендированные вечеринки и долгосрочные контракты с производителями алкоголя приносили клубу «Рай» $3–4 млн в год, что покрывало любые затраты. Не сильно отставали и конкуренты: компания водочного короля и активного участника клубной жизни миллиардера Рустама Тарико могла платить клубу «Дягилев» до $1 млн в год. «За год клуб мог зарабатывать до $4 млн, только декабрь давал до $1 млн», — вспоминает Лобжанидзе. Сейчас, по его оценке, $1 млн — максимальный заработок успешного клуба.

 
Конец гламура

Накануне 8 Марта 2011 года на улицах Москвы появились рекламные растяжки с надписью «Putin Party. Хочу премьер-министра». Провокационную рекламу запустил клуб «Рай», его посетительницы, по итогам опроса, сочли Путина самым привлекательным мужчиной. К тому времени гости клуба поумерили свои аппетиты, очередей и предварительного бронирования уже не было.

А через несколько месяцев «Рай» закрылся. Но не из-за фривольных шуточек — затянувшийся кризис завершил эпоху московского гламура. В 2009 году «Гута» заморозила проект элитной застройки и начала искать новых арендаторов для помещений. С появлением демократичных по ценам заведений на остров хлынула совсем другая публика — из спальных районов московских окраин. «В какой-то момент «Красный Октябрь» стал небезопасным местом, тут часто случались драки и грабежи», — вспоминает Лобжанидзе. Через несколько лет Лобжанидзе вышел из партнерства с Даниловым.

Данилов решил сменить концепцию, и в 2012 году на месте клуба «Рай» открылся менее пафосный Icon. К тому моменту его заведения вышли за пределы «Золотого острова». В 2010 году он нашел нового партнера — бывшего диджея Антона Пинского и вместе с ним открыл в здании «Известий» на Тверской улице ориентированные на студенческую аудиторию клубы Posh Friends и Lookin Rooms и концертный зал «Известия Hall». «Очень пробивной человек, — рассказывает знакомый Данилова. — На нем держатся коммуникации в холдинге Данилова: переговоры с инвесторами и поиск новых площадок».

Показательный пример. В Москве должен был открыться клуб «Сказка», где диджею Пинскому были обеспечены регулярные выступления. Перед самым открытием возникла серьезная проблема: владелец здания канал «Культура» (входит в ВГТРК) решил выгнать арендаторов из-за несогласованной перепланировки. Выпускник МГИМО Пинский через однокурсников сумел выйти на влиятельного чиновника, и вскоре все претензии канала «Культура» исчезли. За услугу Пинского сделали совладельцем «Сказки».

Начав карьеру диджея, Антон Пинский быстро проявил деловую хватку
Начав карьеру диджея, Антон Пинский быстро проявил деловую хватку·Фото Семена Каца для Forbes

Вместе с Пинским Данилов продолжил расширять бизнес и стал владельцем бренда мирового уровня. В 2013 году он открыл клуб Space Moscow, договорившись о франшизе с одноименным заведением на Ибице. Знакомые Данилова говорят, что к Space Moscow он относился с особой любовью. «Для Миши это было имиджевое решение, — вспоминает Лобжанидзе. — Раньше он бывал на Ибице, его там знали, но все равно воспринимали как богатого русского купца, теперь он стал для них своим».

 

О трепетном отношении Данилова к Space вспоминает и бывший музыкальный директор площадки Денис Алентьев: «На открытии выступал диджей Tiesto, через несколько месяцев появилась идея привезти его вновь. Это мне уже не очень понравилось, не хотелось все время пропагандировать EDM (Electronic Dance Music — Forbes). Об этом я и написал, сообщив, что покидаю команду. Через несколько дней мы встретились с Даниловым, он спросил: «Я поставил тебя руководить клубом с мировым именем, что ты делаешь?« Я объяснил ему свою позицию, и он согласился. Данилов, конечно, был не самым легко доступным человеком, но отличался дружелюбием и умением слушать. Иногда даже становилось не понятно, как человек настолько мягкий в каких-то вопросах, мог добиться таких бизнес-высот».

Масштаб веселья

В один из ноябрьских вечеров 2016 года концертный зал Stadium Live разрывало от рева и криков толпы. На освещенную разноцветными прожекторами сцену в шапке-ушанке и с золотой цепью толщиной с палец ворвался американский рэпер Баста Раймс и два часа не давал публике расслабиться ни на минуту.

После концерта менеджер Басты Раймса сказал, что исполнитель готов продолжить выступление в клубе Gipsy на «Красном Октябре» за $20 000. Stadium Live и Gipsy входят в клубный холдинг Sagrado Данилова и Пинского (в разных заведениях у них разные младшие партнеры). Получив наличные, рэпер уехал в гостиницу «Националь» и пропал. К трем часам ночи объявился его менеджер и сказал, что Баста Раймс пьян и готов выступать еще за столько же. Пригрозив полицией и обвинением в мошенничестве, рэпера взяли в охапку и отвезли в Gipsy, где вспыльчивый певец избил своего менеджера, но обещанные три песни исполнил.

Привезти рэпера Snoop Dogg в клуб Icon помог хороший знакомый Данилова Тимати
Привезти рэпера Snoop Dogg в клуб Icon помог хороший знакомый Данилова Тимати·Фото Марка Савина ·Geometria.ru

«Рэперы, конечно, специфический народ, — вспоминает Пинский. — Если ты договорился с техно-диджеем, он приедет заранее. С рэперами — всегда угадайка». За семь лет Данилов и Пинский пробовали силы во многих развлекательных форматах и не все проекты были успешны. Сложности почти сразу же возникли, например, с тем же открытым по испанской франшизе Space Moscow — клуб был слишком велик даже для Москвы. «Это площадка на 5000 человек, у большинства клубов в Москве вместимость 800 посетителей, — говорит Денис Алентьев. — Вся аудитория ночных клубов с концертными площадками в Москве не больше 50 000 человек. На открытии клуба выступал диджей Tiesto, получивший гонорар более €200 000, и зал был заполнен. Но бывали и провальные мероприятия». По оценке Лобжанидзе, в России есть всего три десятка артистов, которые могут собрать такой зал, плюс зарубежные звезды с гонораром от $100 000. «Например, Дэвид Гетта просит $250 000. Проблемы с такими артистами в том, что в их график нужно встраиваться за полгода. Из оборота должны быть выведены и заморожены $2–3 млн, реклама всех концертов стоит еще $1 млн», — рассказывает Лобжанидзе.

 

В начале 2017 года Space Moscow был закрыт, так как испанский франчайзер прекратил свое существование, и партнеры сосредоточились на развитии еще более масштабной площадки Stadium Live вместимостью до 7500 человек. Ее Sagrado взяла в управление у бизнесмена Александра Чистякова, бывшего топ-менеджера ФСК ЕЭС и мужа певицы Глюкозы. В 2016 году Чистяков столкнулся с финансовыми трудностями, и в июне судебные приставы временно опечатали Stadium Live.

Как управляют площадками? В каждом клубе есть своя команда, которая отвечает за подбор артистов и мероприятия. Данилов и Пинский согласовывают спонсорские контракты, артистов и графики концертов. Площадки часто сдают в аренду сторонним организаторам мероприятий, Stadium Live стоит 1–1,5 млн рублей. Типичная схема: промоутерская компания выплачивает гонорар артисту и продает билеты, а доход от баров и столов забирают себе владельцы Sagrado. «У нас есть партнер, букинговая компания «Мельница», которая привозит исполнителей, потолок гонорара артиста — $300 000–400 000», — говорит Пинский.

Одним из самых успешных проектов партнеры считают клуб Gipsy. Это заведение в 2011 году открыл ресторатор Илья Лихтенфельд, но не смог расплатиться с долгами, и площадка отошла Московскому кредитному банку миллиардера Романа Авдеева. «Мы еще оставались в люксе, а Илья Лихтенфельд уже понял, что нужно Москве — демократичность, хипстеры, шумные алкогольные дискотеки. Его подкосили огромные издержки и валютный кризис»,  — объясняет Пинский. Полгода Данилов и Пинский были партнерами Авдеева, а потом выкупили его долю. В некоторых проектах миллиардер остается их партнером и сейчас.

Закат эпохи

В один из июльских дней 2010 года шумная вечеринка в клубе We Are Family Disco Hotel внезапно оборвалась. Музыка затихла, включился свет, и в помещение ворвались люди в масках. Проводившие облаву сотрудники ФСКН обнаружили, что пол усыпан пакетиками с белым порошком. Вскоре был арестован и обвинен в хранении наркотиков бизнесмен Эдуард Зеленый, которого считали совладельцем заведения. Развалившись на стуле в кабинете следователя, Зеленый предлагал $100 000 за то, чтобы закрыли дело. Он уверял: «Люди клубы открывают, чтобы наживаться на проститутках и наркотиках».

 

Пинский категорически против наркотиков: «Мы продаем алкоголь, атмосферу, хорошее настроение. Психотропные вещества пресекаем на корню, но они как сорняки: срезаешь один — тут же вырастает другой». Силовики часто проводят рейды по московским клубам, и это сильно бьет по их экономике, ведь публика не спешит возвращаться в них после таких мероприятий.

В последние годы клубы перестали быть для владельцев аналогом печатного станка. Корпоративы теперь скромнее. Состоятельная публика все реже интересуется ночной жизнью столицы. С 2015 года в два раза взлетели цены на иностранных артистов, выросла стоимость алкоголя. Чтобы сбалансировать доходы, клубы повсеместно вводят плату за вход. Сжались и маркетинговые бюджеты рекламодателей. «Раньше на бюджет с одного бренда можно было весь год привозить артистов, сейчас такого нет», — говорит промоутер Сергей Сергеев, недолгое время работавший в клубе Данилова «Конструктор». По словам Лобжанидзе, табак рекламировать нельзя, водка почти ушла, энергетик Red Bull переориентировался на спорт, иностранные алкогольные холдинги сфокусировались на собственных монобрендовых мероприятиях.

Данилов и Пинский ищут новые возможности для заработка. Объединив площадки в холдинг Sagrado, они стали договариваться со спонсорами на более выгодных условиях. «Когда к нам приходит компания и говорит, что хочет выделить бюджет на Gipsy и Stadium Live, мы соглашаемся, только если они берут еще, например, «Известия Hall», — рассказывает Пинский. У Sagrado есть контракты с Coca-Cola и Bud. Gipsy будет официальным домом FIFA на чемпионате мира по футболу.

Партнеры продолжают расширять бизнес и выходят за рамки ночных клубов и концертных залов. В 2016 году они провели музыкальный фестиваль Epizode во Вьетнаме, вложив в строительство площадки и в артистов $3 млн. В торговом центре Columbus скоро откроют проект «Кидс-сити» — образовательно-развлекательный город для детей. Данилов и Пинский — совладельцы ресторанной сети «Тодасё», с ресторатором Аркадием Новиковым они развивают рестораны «Валенок» и «Сыроварня» и планируют открыть еще шесть заведений. На Цветном бульваре запускают концертно-развлекательную площадку «Мир», в которой структуры Романа Авдеева выступают финансовыми партнероми.

 

В компании не раскрывают, сколько инвестировали в последние годы активной экспансии. По словам Пинского, в клуб размером 1000 кв. м необходимо вложить не менее 120 млн рублей. В среднем инвестиции окупаются за три года, ориентир операционной маржи в холдинге — 20–25%.

Клубная лихорадка, охватившая Москву 15 лет назад, давно прошла. В 2017 году закрылись популярные заведения «Крыша мира» и Soho. Но на заявления о смерти клубной культуры партнеры реагируют с иронией. «Клубная культура существовала, существует и будет существовать, — уверен Данилов. — Просто она трансформировалась: был шапкозакидательский гламур, появилась более демократичная музыкальная сфера». Через клубы Sagrado в год проходит 2 млн человек.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+