Акционеры и руководители компаний зачастую не знают, как наиболее эффективно распоряжаться временно свободными денежными средствами. Обычно они боятся самых простых операции с финансовыми инструментами, особенно, когда они начинают приносить им больше дохода, чем основной вид деятельности предприятия. Обычно, в этот момент я слышу фразу: «Ну мы же не банк и не инвестфонд! Наша работа — качать, транспортировать, добывать... (нефть, газ или металл и т.д.)»
На что я обычно отвечают вопросом: «Как Вы думаете, какой фонд на сегодняшний день является крупнейшим по инвестициям в долговые ценные бумаги?». «Наверное: Pimco или Vanguard?» — гадают они.
Но они ошибаются. Крупнейшим фондом, инвестирующим в ценные бумаги, является компания, продуктами которой большинство из нас пользуется каждый день. Это Apple. Продав в прошлом году айфонов, айпадов и аймаков на $215 млрд, компания довела свой портфель ценных бумаг до $246 млрд. Более половины из которых ($148 млрд) компания инвестировала в корпоративные облигации, опередив по данному показателю даже крупнейший фонд Vanguard Total.
Исходя из целей налоговой оптимизации, Apple не спешит возвращать в США выручку, полученную от зарубежных продаж, чтобы не платить 35% налог на репатриацию. Основную часть портфеля из накопленного «офшорного» богатства компании составляют долговые инструменты с рейтингом АА с дюрацией от трех до пяти лет, что на сегодняшний день в среднем по всем торгуемым выпускам в долларах США имеет доходность к погашению на уровне 2,55%. Оставшаяся часть инвестиционного портфеля Apple состоит из государственных казначейских облигаций США и ипотечных ценных бумаг, что, в зависимости от дюрации, имеет доходность к погашению в районе 1,5-2,5%. Портфель такой композиции на $245 млрд должен приносить компании около $5,85 млрд дохода в год. По данным отчетности за прошлый год, non-operating interest income компании составил $4 млрд.
Интересно будет посмотреть на действия компании в случае обещанного новым президентом Трампом налогового послабления для американских компаний, хранящих выручку за рубежом. Согласно «лучшим практикам», если компания не может эффективно использовать денежные ресурсы в свой основной деятельности, то ей следует вернуть деньги акционерам. Очевидно, основным сдерживающим фактором в случае с Apple является тот самый 35% налог, который обещает пересмотреть президент. В настоящее время компания вынуждена занимать средства (в том числе путем выпуска облигаций) для финансирования текущих нужд, включая выплату дивидендов акционерам.
В России ситуация иная. Некоторые компании не особо стремятся возвращать деньги акционерам, даже если нет необходимости использовать их в основной деятельности. Хотя, размещение денег на депозиты в «дружеских» банках, наверное, можно считать некоторой формой возврата средств приближенным и акционерам. Но даже если не брать в расчет недобросовестные практики, компании активно наращивают объем депозитов даже в крупнейших государственных банках, хотя, в условиях структурного профицита ликвидности на российском рынке, надеяться на привлекательные ставки по депозитам со стороны кредитных организаций не приходится.
Одной из причин «отставания» российских компаний от зарубежных в области эффективного управления ликвидность и свободными денежными средствами, на мой взгляд, является сопротивление со стороны акционеров к изменению текущей модели казначейства в «партнера», полноценно участвующего в процессе создания стоимости для бизнеса. Как правило, собственники объясняют это нежеланием брать на себя дополнительные финансовые риски, а также достаточно высокие денежные затраты, связанные с наймом профессиональных сотрудников с опытом работы на финансовых рынках, а также с созданием необходимой инфраструктуры (торговые и информационные системы) для беспрерывной работы фронт, мидл и бэкофиса.
Однако выгоды очевидны. Даже простое размещение временно свободных рублей в однодневные долговые инструменты второго крупнейшего российского банка принесет доход, превосходящий текущую ставку по остаткам на счете. А доступ к более сложным финансовым инструментам позволит использовать неэффективности ценообразования долгового и валютно-процентного рынка не только для значительного удешевления фондирования по выбранной валюте, но и для получения дополнительной гибкости в принятии финансовых решений.
Справедливости ради, стоит отметить те позитивные тренды на российском рынке, которые происходят не только за счет активных действий передовых казначейских консультантов, но и за счет действий самих представителей индустрии. Одной из инициатив, нацеленной на более эффективное использование компаниями денежных ресурсов, является разработанный Ассоциацией корпоративных казначеев проект Денежный открытый рынок заимствований. Концепция предполагает создание инфраструктуры для активизации работы корпоративных казначейств на денежном рынке, выступая уже не клиентами, а партнерами банков. При этом не исключается и прямое межкорпоративное кредитования за счет использования казначейских денег на срок до года.
Для реализации данной инициативы компаниям придется достаточно существенно повысить уровень квалификации своих финансовых сотрудников, а также создать профессиональные подразделения собственного риск-менеджмента и мониторинга кредитного риска контрагентов, что по сути превратит их в некий аналог фонда, инвестирующего в долговые инструменты. То есть, приблизит их на ступень к Apple.