К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Миллион идей почти бесплатно

Миллион идей почти бесплатно
В интернете появляется все больше ресурсов, позволяющих использовать «коллективный разум»

Задумав создать свой бизнес, семейный досуговый клуб «Все дома», выпускник РГГУ Михаил Бланк понимал, что ресурсов у него мало: на фокус-группы не хватит точно. Поэтому он решил обратиться к коллективному разуму. Разместив в своем ЖЖ несколько вариантов логотипов для клуба, Михаил попросил профессионалов оценить их. В итоге читатели блога разработали ему логотип бесплатно.

Так называемый краудсорсинг (crowd — толпа, source — источник) пользуется все большей популярностью в интернете. Об этом свидетельствует появление многочисленных ресурсов по обмену идеями, проектов, публикующих кейсы компаний с обозначенной в них проблемой и генерирующих поток пользователей, которые предлагают свои решения за умеренное вознаграждение.

«Я считаю, что краудсорсинг эффективен, когда нужно мнение профессионалов в том вопросе, в котором ты сам не разбираешься, — говорит Михаил Бланк, — однако не думаю, что это стоящий инструмент для создания революционных идей». Поспорить с этим утверждением готовы организаторы конференций инноваторов TED, девиз  которых — «Идеи, достойные распространения». Очное участие в событиях TED платное, однако на сайте TED.com любой желающий может в свободном доступе найти видео-выступления всех участников. Часть из них переведена на 80 (!) языков мира, половина TED-talks доступны на русском. Там, кстати, можно найти немало идей, которые могут пригодиться для развития бизнеса.

 

В России серьезных краудсорс-проектов мало. Один из них — интерактивное творческое агентство E-Generator (входит в холдинг «Финам»), которое принимает заказы на маркетинговые и рекламные кампании. Среди клиентов E-Generator, созданного в 2001 году, компании Unilever, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Русская служба Би-би-си и даже политические партии. «По сути, мы были первой социальной сетью копирайтеров в России, и даже сегодня у нашего проекта на российском рынке фактически нет конкурентов», — говорит генеральный директор агентства Юрий Белоусов. По схожему принципу построен зарубежный ресурс InnoCentive, однако если InnoCentive гарантирует пользователю-победителю помимо славы денежное вознаграждение от $5000, то у российского проекта гонорары гораздо скромнее — в лучшем случае они достигают нескольких тысяч рублей. Причина невысоких гонораров работающих на проект фрилансеров (их сегодня на портале около 40 000) кроется в том, что авторы публикуют на сайте только идеи, а за их воплощение берется само агентство.

Если же вы хотите, чтобы над вашим кейсом потрудились люди не только из России, но со всего мира, можно зарегистрироваться на одном из западных ресурсов. Hypios.com и OneBillionMinds.com помогают с помощью интернет-пользователей найти идеи в любой сфере жизни — от дизайна до научной разработки; Redesignme.com генерирует дизайнерские решения; Ideabounty.com, Atizo.com, CrowdSpring.com и Spudaroo.com специализируются на маркетинге и копирайтинге. Существуют также краудсорс-сайты более узкой тематики: в области совместного предсказания движения рынков Intrade.com, для поиска дешевой и творческой рабочей силы Clickworker.com, для совместной разработки софта Topcoder.com.

 

Особое внимание следует обратить и на опыт крупных компаний вроде Fiat, Starbucks и Vodafon. Эти бизнес-гиганты создали собственные — и вполне успешные — коммьюнити для обмен идеями. Так, на сайте Fiat Mio с момента запуска в начале 2009 года около двух миллионов уникальных посетителей разместили более 10 000 решений и идей, которые должны превратить автомобили крупнейшего итальянского производителя в суперкары будущего (портал действует по лицензии Creative Commons). Все размещенные предложения каталогизируются и изучаются инженерами компании.

Поклонники Starbucks участвуют в разработке новых рецептов кофе: на сайте Mystarbucksidea ежедневно публикуются сотни пользовательских предложений, замечания о дизайне интерьера и так далее. Причем идеи на вооружение оттуда может взять любая сеть кафе. Такой способ удержания существующих клиентов более современен, нежели ведение книг жалоб и предложений, в которые редко кто заглядывает.

А Vodafon создал специальную лабораторию для обмена разработками в области мобильных приложений и поиска оптимальных решений для развития телекоммуникационного сектора.

 

Интересна также инициатива Unilever под названием «корпоративный венчур» Ideas4Unilever —  компания не столько принимает идеи от клиентов, сколько вербует других игроков рынка, занимающихся разработками в нужных ей областях, и приглашает их к сотрудничеству. Похожие проекты, подразумевающие партнерство со своими клиентами, запустили Kraft и IBM.

По словам Юрия Белоусова, сегодня большинство компаний заинтересованы уже не в одиночных продуктах (разработка логотипов, нейминг и так далее), но в прямом повышении продаж. Для этого же всегда требуется разработка грамотной маркетинговой стратегии, то есть сразу комплекса услуг. «Краудсорсинг помогает отобрать лучшие решения из всех возможных», — говорит Белоусов.

Чем еще полезен бизнесу краудсорсинг?  Во-первых, таким образом вы привлекаете к разработке корпоративных новшеств больше людей по меньшей цене, чем если бы обращались в одну фирму, специализирующуюся на оказании таких услуг. Во-вторых, тем самым вы демонстрируете собственную прозрачность и готовность к сотрудничеству, повышая лояльность бренду. И наконец, вы почти ничем не рискуете — ведь от неудачных решений всегда можно отказаться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+