К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Блеск и нищета аудитора

Блеск и нищета аудитора
Скромно оплачиваемая работа с отличными карьерными перспективами

Арифметика работы аудитора проста. В будний день 12 часов у монитора. Сверхурочный труд на каждых третьих выходных. Раз в 2-3 месяца командировки по России — на 2-3 недели каждая. Зарплата в первый год работы составляет около 35 000 рублей и растет медленно. Зарплата аудитора удваивается в среднем через 5 лет.

«Если перевести в работу по часам — получаю меньше, чем в «Макдоналдсе», — констатирует Мария, работающая в одной из компаний «Большой четверки» (Ernst & Young, KPMG, Deloitte, PricewaterhouseCoopers) почти три года. Чтобы добраться до офиса, она меняет три вида общественного транспорта. Ее ждет нервная работа, требующая активного общения с незнакомыми людьми, знания тонкостей бухгалтерского учета, владения английским языком и программой Excel.

Текучка в компании Марии ощутимая: ежедневно кто-нибудь увольняется. Тем не менее штат аудиторов в каждой из компаний Big4 — 500–800 человек — непрерывно пополняется «новой кровью». Forbes выяснил, что заставляет Марию и ее коллег тратить молодость на не самую высокооплачиваемую каторгу.

 

Зачем нужны аудиторы

Задача аудиторов — проверить финансовую отчетность предприятия на соответствие мировым или российским стандартам. Независимое подтверждение того, что цифры на бумаге отвечают действительности, требуется компаниям для отчета перед акционерами или — в случае, если проверяется филиал — перед головным офисом. Также аудированная отчетность нужна для привлечения инвесторов, выхода на биржу и отчета перед налоговой службой (по закону компании с оборотом от 60 млн рублей должны проходить аудит).

Рынок аудиторских услуг в России начал резко расти в середине 2000-х, когда многие компании становились публичными, выходили на биржу. Тогда же произошел заметный перелом в самой профессии, снижение ее престижа. «Аудиторские компании резко расширили штаты, и выяснилось, что просто нет такого количества талантливых выпускников ведущих экономических вузов, чтобы удовлетворить потребность. Стали брать всех подряд», — рассказывает Мария.

 

Кого берут в аудиторы, чем занимаются новички

Эта профессия привлекает зачастую студентов экономических и технических вузов. Big4 позиционирует себя как работодателя для студентов и выпускников, охотно забирает их на полный рабочий день с третьего курса. 35 000 рублей —весьма неплохая зарплата для зеленых юнцов. Полные сил студенты знают, на что идут, подписываясь на ненормированный рабочий день. Они хотят набраться опыта, получить строчку в резюме и образование, которое не даст вуз.

Big4 в основном нанимает студентов и выпускников Финансовой академии, экономфака МГУ, Плехановской академии, Высшей школы экономики. Из технарей котируются учащиеся МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ, из гуманитариев — студенты МГИМО. На экзаменах заполняются тесты на сообразительность — кандидаты решают логические и лингвистические задачи. Во втором туре проходит деловая игра — проверка, как человек работает в команде. Третий тур — собеседование с HR, а затем с партнером, где выясняется, насколько человек стрессоустойчив, ответственен, адекватен, как распределяет приоритеты, насколько хорошо владеет английским языком и ориентируется в бухучете. Иногда кандидата приглашают на коктейль-пати — там ему предлагается пообщаться с будущими коллегами в неформальной обстановке. Работодатели наблюдают, насколько претенденты любознательные, дружелюбные и разговорчивые.

«Надо быть готовым держать в голове огромный объем информации, — рассказывает Мария о процессе приема на работу. — Поток информации настолько велик, что люди буквально теряют память. Каждую минуту на тебя сваливается все больше и больше данных, которые ты обязан запоминать и анализировать. Так тренируется умственная выносливость».

 

Экзамен пройти не так сложно, но надо понимать, что новичка ждет совершенно новый для него опыт. «Чтобы стать экспертом в своей области, необходимо огромное желание учиться и готовность все время узнавать новое, — говорит Денис, два года проработавший в Ernst & Young. — Советую легко воспринимать свои ошибки, неточности».

Порядка трех четвертей аудиторов, работающих с клиентом, — те, кто вчера сидели на университетской скамье. «Абсолютно справедливо упрекают аудиторов в том, что они задают глупые вопросы, не зная сути предмета, — смеется Мария. — Большинство не соображают не только, что спросить, но и что тебе в ответ говорят. Они кивают головой, не понимая ничего. Выручает то, что команда — многоуровневая, есть более опытные коллеги, которые учат».

Как работает аудитор

Задача аудитора — получить от сотрудников клиента бумажную отчетность и электронные файлы, в которых наиболее полно описана деятельность компании. «В цивилизованном мире работа аудитора считается примитивной, — улыбаясь, говорит Михаил, специализирующийся на банковском аудите. — Там ты приходишь к клиенту, тебе дают всю информацию, все сходится, ты посчитал, пару бумажек запросил, все отлично. А в России непонятно, как ведется учет: странная схема сидит на схеме и схемой погоняет. Постоянно идут мутные сделки, непонятные транзакции. Приходится распутывать этот клубок». После того как документы получены, аудиторы задают клиенту специальный набор вопросов, касающихся методов ведения отчетности.

Работа над проектом в основном ведется в офисе у клиента. Во-первых, большая рабочего времени уходит на то, чтобы привести обширные массивы информации в форму, с которой удобно работать в Excel. А во-вторых, сотрудники клиента часто отказываются давать ту или иную информацию по телефону.

Их можно понять: аудитор вынюхивает то, что они скрывают. Зачастую гости просто надоедают персоналу проверяемой фирмы. Иногда им начинает казаться, что своими вопросами аудиторы ставят под сомнением их компетентность. «Наша цель, чтобы отчетность была правильной, — поясняет Михаил. — Бывает так, что мы находим ошибки, в результате чего отчетность меняется, причем в 99% случаев в худшую для клиента сторону. Но никаких санкций к клиенту не применяется.  Хотя иногда и создается впечатление, что в своих оценках руководство ошиблось намеренно в надежде, что аудиторы не заметят». «Сотрудники клиента делают все, чтобы работать с тобой по минимуму, — вторит Мария. — Бросают трубки, потому что ты достала их настолько, что они тебя видеть не могут».

 

Самые горячие деньки для аудитора — так называемый business season, когда большая часть компаний готовит годовые отчетности и сдают документы в налоговую. «Высокий сезон» длится примерно с декабря-января по май-июнь. В это время аудиторы работают без выходных по 12–14 часов в день. «Мы приходили в 10, уходили в полночь, — вспоминает Михаил. — Если говорить откровенно, я практически ничего не понимал, что происходит. Попался такой клиент, у которого все было очень запутано, он сам не очень хорошо разбирался в предмете и просто просил: помогите нам как-нибудь. Мне было страшно интересно, потому что многому учился на ходу и это меня поддерживало».

Аудиторы утверждают, что отношение к ним в мегаполисах и более мелких городах сильно отличается. «В провинции образ аудитора — это образ не человека, который оказывает услуги, а человека, который послан высшими инстанциями для того, чтобы проверить, найти ошибку и наказать, — утверждает Денис. — Аудиторов страшно боятся!»

Часто случается так, что сотрудники клиента сердятся, отказываются отвечать, считают, что знают вопрос лучше, бросают трубки. Это происходит везде, вне зависимости от региона. Аудиторы ведут себя как сборщики долгов — дают человеку остыть, перезванивают или приходят в офис лично. Если ничего не помогает — приходится задействовать руководство проверяемой компании.

Куда расти аудитору

«В настоящее время после 3–4 лет работы считается нормальным уйти на должность главного специалиста МСФО отдела в ту индустрию, где проводил аудит, — говорит Мария. — Вместо того чтобы проверять финансовую отчетность, ты ее наоборот готовишь. По наблюдениям аудиторов, в начале «нулевых» после трех лет работы их коллеги уходили на должности финансовых директоров — зачастую в компанию клиента. В середине «нулевых» они вырастали до начальников отделом, отвечающих за подготовку отчетов по стандарту МСФО. А теперь, после кризиса — скромно соглашаются на звание главного специалиста такого отдела.

 

Пример Дениса, прослужившего в Ernst & Young два года, показывает, что аудитору есть куда расти. «Специально поиском работы я не занимался, просто разместил свое резюме на сайте хедхантера. Мне начали приходить приглашения». Примерно через три месяца Денису поступило предложение, от которого он не смог отказаться. Сейчас он оценивает риски и занимается внутренним контролем — то, чему научился, будучи аудитором, — в области энергетики, промышленной индустрии и здравоохранения. Его рабочая неделя составляет 40 часов, в то время как зарплата скакнула более чем в два раза. «Есть вещи, по которым я скучаю, — признается Денис. — Это коллектив, атмосфера, друзья».

Еще один вариант действий молодого аудитора из «большой четверки» — начать свой бизнес. По закону, чтобы получить квалификационный аттестат аудитора, необходимо иметь высшее образование, опыт работы в аудиторских организациях не меньше трех лет и сдать соответствующий экзамен в Совет по аудиторской деятельности при Минфине. Имея аттестат, можно основать собственную фирму.

Так поступила Оксана Сантюрова, проработавшая два года в небольшой аудиторской компании. Потом ей надоело «работать на дядю». Получив аттестат аудитора, Оксана зарегистрировала фирму «Партнер».

«Для создания фирмы мне понадобилось около 25 000 рублей, — рассказывает Оксана. — Юридический адрес, уставной капитал, госпошлины, регистрация предприятия как такового. А все остальное — это поиск заказов. Для того чтобы успешно создать собственное дело, нужно быть хорошим продажником. Первые заказы находились очень тяжело, помогали знакомые из прошлого, у которых мы вели бухгалтерский учет».

 

Сейчас у Сантюровой работает 10 сотрудников, строго 8 часов в день. Выручка 11 млн рублей в год. Клиенты — малый и средний бизнес. О корпоративных заказах бывший рядовой аудитор не мечтает. Она использовала работу аудитором как метод изучения рынка и говорит, что занимает спокойную нишу, которая ее устраивает после двух лет горячки и аврала.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+