Мой бизнес связан с офисными интерьерами. Поэтому, когда мы переезжали в прошлом году в новый офис, я лично потратила почти полгода на поиск правильного пространства и его обустройство. Деловая среда, а значит, и офисное окружение меняется стремительно. Поэтому важно было не просто создать удобное место работы, но суметь предугадать будущие тенденции в интерьере и как можно креативнее их воплотить.
Мы искали большое пространство, свободное от колонн и перегородок, с большой площадью остекления, чтобы было много естественного света. Проекты Москва-Сити, изобилующие панорамным остеклением, отпали сразу — завышенная арендная ставка; прочие новые бизнес-центры находились в местах очень плотной застройки или с не совсем удобными планировочными решениями. Посмотрев более 40 офисных центров, мы в итоге остановились на новом здании, расположенном на территории «Аптекарского огорода», спроектированном архитектором Олегом Поповым. Интересное пространство, минимум колонн, только одна глухая стена, все остальные — стекло. Прекрасные виды на ботанический сад. И самое главное — открытая терраса, на которой в теплое время года можно работать, принимать гостей или просто наслаждаться видом и воздухом.
Небанально
Ремонт сделали довольно быстро. Стекло, идеально белые стены и потолок — на этом фоне любая мебель кажется уместной. Во всю стену — картина, которую придумала иллюстратор Даша Рычкова и нарисовал известный стрит-арт художник Вася Грино. Мы взяли ключевые здания Москвы и Хельсинки, где расположена штаб-квартира нашей компании, и создали посредством их новый город — такая картина-головоломка.
Неформально
Офисы становятся все более неформальными, близкими к домашнему интерьеру. Больше мебели с мягким звукопоглощающим покрытием (шерсть и войлок); много зелени, причем интегрированной в мебельные решения (как, например, ваза для цветов, встроенная в журнальный столик). Недавно наш клиент, известная компания, вместо традиционных постеров безымянных «молодых, красивых, улыбающихся людей» разместила на стене кабинета финансового директора стилизованное фото ее 18-летней дочери. Девушка очень хороша собой и явно украшает современный офис — я представляю себе эмоции финансового директора, когда она впервые зашла в новый офис и увидела этот потрясающий подарок. Уверена, это лучшее, что могли придумать HR специалисты, чтобы мотивировать коллегу к эффективной работе. И опять же чуть-чуть, но приблизились к комфортной домашней обстановке.
Мобильно
Офис завтрашнего дня очень мобилен. В нем нет жестко закрепленных рабочих мест, огороженных со всех сторон перегородками, — можно и нужно работать в разных пространствах, меняя обстановку и окружение. Поэтому столы у нас с электрическим приводом, которые позволяют работать как сидя, так и стоя. А еще это удобно для людей, отличающихся высоким ростом. Одна из наших сотрудниц, Настя Кольцова, — стройная симпатичная девушка ростом 183 см. Понятно, что за столом со стандартной высотой 72 см ее длинные ноги на восьмисантиметровых каблуках разместить нереально.
В нашем офисе есть небольшая лекционная зона, куда мы можем выставить несколько рядов стульчиков (обычно они в штабелированном виде компактно хранятся в подсобном помещении) и организовать для сотрудников или гостей обучающее мероприятие. Это решение пришлось кстати, поскольку с февраля этого года еженедельно в нашем офисе проходят лекции по истории предметного дизайна XX века, которые читает известный в этой области эксперт Ольга Косырева. Лекции посещают не только сотрудники нашей компании, но и почти два десятка гостей — архитекторы, журналисты, да и клиенты.
Многофункционально
У компании, чья деятельность не предполагает излишеств и роскошеств, все решения должны быть многофункциональны. Люди склонны менять свое место в течение рабочего дня, то собираясь группами на короткие встречи, то разбегаясь по разным углам офиса, чтобы поработать в одиночестве. Поэтому в современном офисе важно иметь сразу несколько разных форматов для подобных «компактных» спонтанных встреч. В рейтинге наших офисных предпочтений безусловный победитель — барная стойка, периодически заставляемая чашками с кофе, ноутбуками и чертежами, расчетами.
Весело
Офисные работники, избалованные массовой культурой, требуют и на работе разнообразия и развлечений. Поэтому мы вынуждены помимо традиционных «деньги-статус» искать новые инструменты мотивации персонала. Офис может стать одним из таких сильных магнитов. И мы намеренно вкладываем в офис свою энергию и время. Мы приглашаем к себе клиентов на ранние завтраки: покупаем в соседней кондитерской печенье, завариваем чай и в дружеской обстановке обсуждаем дела. В прошлом месяце в нашем офисе проходила фотосессия журнала Cosmopolitan (наши интерьеры оказались подходящими для одного из сюжетов редакции). Это было несколько хлопотно, зато в феврале каждый сотрудник (даже мужчины) купил по экземпляру, чтобы показать своим родным и близким, в каком интересном месте он работает (наверное, мы здорово поучаствовали в росте тиража этого глянцевого издания). Мои коллеги придумали проект Mar-Welcome: поскольку у нас рабочих мест чуть больше, чем требуется, мы приглашаем к себе своих иностранных партнеров, у которых еще нет офиса в Москве, а поработать пару-тройку дней где-то нужно. Ведь у нас удобнее, чем в лобби отелей и ресторанах с wi-fi. Естественно, мы не берем плату за рабочее место. Для нас это новые контакты, свежая энергия и прекрасное, интересное соседство. Ну и, конечно, развитие бизнеса.
В нашем офисе играет музыка почти всегда. Мы стараемся чаще покупать цветы. Мы ждем лета, чтобы закупать в офисных масштабах малину и чернику. У нас работают молодые и амбициозные люди и мне очень хочется удержать их и вдохновить на хорошую работу.