Уроки Кремниевой долины: как международное сообщество предпринимателей помогает российским стартапам
В конце 2019 года мы прошли отбор в Y Combinator (YC), самый влиятельный акселератор Кремниевой долины, среди выпускников которого такие компании, как Twitch, Airbnb, Stripe, Dropbox, Doordash, Coinbase и Reddit. Совокупная стоимость этих компаний на 2021 год составляет более $300 млрд, и вместе они создали более 60 000 рабочих мест по всему миру. Стандартный чек YС — $150 000 за 7% компании. Нам повезло: первый набор 2020-го стал последним очным, и нам удалось лично пообщаться с основателями акселератора и инвесторами.
Для предпринимателя попасть в YC престижнее и сложнее, чем в Стэнфорд, в том числе потому, что к собеседованию невозможно подготовиться заранее. Формального скоринга не существует, каждый фаундер до сих пор отбирается вручную. В отличие от других акселераторов в YC есть только две стороны: партнеры фонда — основатели компаний с миллиардной оценкой, участники — менее опытные предприниматели. Люди выбирают людей. На этом построены и синергия программы, и сам отбор. Поэтому важно проявить себя на собеседовании, знать ключевые цифры, видеть будущее компании и сформулировать конкретные запросы.
Отбор состоит из двух этапов: заполнение заявки и прохождение интервью. Нужно отвечать быстро, честно, с цифрами и только на заданный вопрос. В случае отказа заявку можно подавать хоть каждый год, главное, чтобы у компании были заметны изменения или рост показателей.
Мыслите глобально — решайте ключевые вопросы
Y Combinator всегда старается быть на шаг впереди. Например, он первый выложил в свободный доступ все образовательные материалы и первым среди ведущих акселераторов перешел полностью на онлайн-формат, тогда как другие все еще проводили мастер-классы в офлайне. Как главный визионер Кремниевой долины, YC ежегодно обновляет список мировых нерешенных задач, который называется Requests for Startups. В этом списке 21 глобальная проблема, решения YC ищет среди стартапов, в которые инвестирует. Среди этих проблем — совершенствование человеческой памяти, продление жизни и поднятие ее уровня, снижение выбросов углекислого газа и доступность образования.
Заявка Legionfarm попала в запрос, который называется One Million Jobs. Суть этой проблемы заключается в том, что в мире будущего компьютеры и искусственный интеллект будут массово забирать рабочие места у людей и критически важно создать новую индустрию, в которой был бы условный миллион новых рабочих мест. Так совпало, что это и есть миссия компании, которую я основал.
По сути, Legionfarm — это платформа, которая позволяет геймерам нанимать PRO-игроков для совместной игры и обучения. Ежемесячно клиенты оплачивают более 100 000 часов, а PRO-игроки, работающие полный рабочий день, получают от $2000 до $5000. И хотя на платформе собраны игроки из 50 стран, большая часть нашей аудитории находится в США и странах Западной Европы.
Я хочу сделать компанию с капитализацией в несколько десятков миллиардов долларов, которая повлияет на рынок и общество. Для этого мы с командой должны быть там, где сконцентрированы самые передовые знания и подходы, компании, фонды и медиа технологического мира. Для нас было очевидно, что лучший способ влиться в местную среду предпринимателей, выстроить отношения с новыми партнерами и инвесторами — это попасть в Y Combinator. Тем более что директором акселератора является Майкл Сейбель, в прошлом сооснователь стриминговой платформы для игр Twitch, которую в 2016 году Amazon купил за $970 млн.
Создавайте сообщества неравнодушных
Начиная с 2005 года Y Combinator проинвестировал более 2000 компаний, из которых всего 37 стартапов из России, Украины и Казахстана, и среди них уже есть компании с капитализацией более $1 млрд, например GitLab Дмитрия Запорожца из Харькова.
Год назад мы с моей женой и партнером Стасей Галгашовой, основателем стартапа по кибербезопасности Wallarm Иваном Новиковым и другими выпускниками начали развивать сообщество Y Combinator in Russian на Facebook. В сообществе русскоязычные выпускники Y Combinator бесплатно помогают правильно составить заявки на отбор в акселератор и готовят к собеседованию с партнерами YC. Сейчас у нас более 8000 участников, и к нашей концепции give first присоединяется все больше фаундеров, инвесторов и экспертов рынка. За прошедший год участники сообщества дали рекомендации более чем по 60 заявкам в акселератор и провели несколько десятков тренировочных интервью.
Похожими проектами занимаются Николай Давыдов и Андрей Дороничев в сообществе Mesto.co, миссия которого — помочь людям с идеями и тем, кто мечтает воплощать идеи, встретить друг друга. А также инвестор Игорь Шойфот и его медиапроект Startup Kotiki, где профессиональные инвесторы разбирают презентации проектов в прямом эфире и записывают ролики с разбором ключевых событий и понятий. Такие проекты помогают предпринимателям найти не только поддержку единомышленников, но и сотрудников и инвесторов.
Начинающим предпринимателям давно пора избавиться от предубеждения, что делиться идеями в сообществе опасно, так как идею могут украсть, а конкуренты все скопируют, что замедлит рост компании. Не совершайте эту ошибку, громко рассказывайте о своих идеях, тестируйте продукт и задавайте вопросы всем, кого вы считаете экспертами или ориентирами.
Именно разнообразие мнений и опыта поможет валидировать правильные действия и даст ответы на многие вопросы. А хорошо объясненная идея привлечет первых кофаундеров и сотрудников. Ведь между идеей и ее реализацией — целая вселенная.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора