К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Это просто жест отчаяния»: Анастасия Татулова о том, почему рестораторы отказываются подчиняться требованиям властей

Фото из архива пресс-службы Mercury
Фото из архива пресс-службы Mercury
Решение губернатора Петербурга Александра Беглова запретить работу ресторанов в новогодние праздники вызвало резко негативную реакцию предпринимательского сообщества. После отказа властей идти на диалог рестораторы заявили, что, если позиция губернатора не изменится, они будут принимать гостей, несмотря на запрет и штрафы. Омбудсмен малого и среднего бизнеса и основательница сети кафе «Андерсон» Анастасия Татулова в колонке для Forbes рассуждает, почему это вынужденный шаг и можно ли разрешить конфликт мирным путем

2 декабря губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал постановление, полностью запрещающее работу ресторанов, баров, кафе, столовых и музеев с 30 декабря 2020 года по 3 января 2021 года, а с 25 декабря по 29 декабря и с 4 января по 10 января заведения не смогут работать вечером и по ночам, с 19:00 до 06:00. Новые меры вызвали бурную негативную реакцию бизнеса. Ночью 8 декабря стало известно о появлении «Карты сопротивления» — неформального объединения, которое собирается игнорировать запрет на работу ресторанов и баров в новогодний период. Сейчас на карте отмечено около 100 заведений, планирующих работать, несмотря на предписание, еще 300-400, по данным организаторов, появятся в ближайшее время. 9 декабря силовики провели ночной рейд по барам в центре города. По итогам проверок следствие заявило, что нарушения были выявлены в трех барах в центре Петербурга — Commode, Noir и Poison. Было возбуждено два уголовных дела по статье 238 УК (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, совершенное группой лиц по предварительному сговору), максимальное наказание по которой —  шесть лет лишения свободы.

Основательница сети кафе «Андерсон» и омбудсмен малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова рассказывает о хронологии конфликта и рассуждает о возможных путях выхода из него.

Выборочный локдаун

Создание «Карты сопротивления» — вынужденный шаг, спровоцированный указом о запрете работы в Новый год. Но последней каплей стали даже не сами ограничения, а то, как это было принято и преподнесено предпринимательскому сообществу местной властью. Узнали о своей судьбе предприниматели из прессы.

 

Ситуация критическая еще и потому, что 2020-й был очень тяжелым годом. Люди устали. Они раздражены, озлоблены, они пытаются хоть как-то выжить и сократить убытки. Они не дождались эффективной помощи в первую волну и точно понимают, что им никто не собирается помогать во вторую. Им уже нечего терять, они закроются либо завтра, либо через две недели. Новый год им уже не пережить. На этом фоне сопротивление рестораторов выглядит не как наплевательское отношение к жизням людей в городе. Это просто жест отчаяния, призванный обратить внимание на тяжелейшую ситуацию, которая сложилась сегодня в индустрии гостеприимства.

Усугубляется конфликт еще и тем, что в городе запретили рестораны, но при этом разрешили ярмарки. Это выглядит как издевательство: одним можно, другим нельзя. Почему? На ярмарках или концертах будут заражаться меньше, чем в ресторанах или гостиницах? А самое эпидемиологически опасное место у нас в стране — это музеи или театры, а вовсе не переполненный общественный транспорт? Ведь те, кому запретили работать новым указом, как раз и соблюдают абсолютно все требования властей, их контролируют больше остальных. Рестораторы и отельеры сделали все, чтобы их территория была безопасной. Такая избирательность непонятна.

 

Если ситуация в городе критическая, значит, нужно объявлять жесткий карантин без всяких ярмарок, кино, театров, концертов, форумов и любых государственных мероприятий. Нужно брать и вводить комендантский час, если администрация города уверена, что это поможет. И при этом спасать отрасли, выплачивать зарплаты сотрудникам, компенсировать потери отелям за сорванный сезон. Ведь в «черную пятницу» отели, авиакомпании и агентства продавали Санкт-Петербург как одно из ключевых новогодних направлений. Как можно было допустить продажи, если было ясно, что будут ограничения? Кто вернет деньги людям, которые купили эти билеты и оплатили номера? Администрация города? Вряд ли.

Толчок в тень

Я и [уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей] Борис Титов письменно обращались к губернатору с просьбой организовать встречу с бизнесом. Просили создать рабочую группу, готовы были сами приехать и помочь, чтобы общение получилось конструктивным. Но, к сожалению, пока ответа от администрации не было.

Самое печальное в том, что происходит, — огромное количество предприятий Петербурга в первую волну ушли в тень. И все больше компаний продолжит работать под черным флагом, без всяких «карт сопротивления». Сейчас рынок фактически делится на тех, кто смог «договориться» и нелегально выжить, и на тех, кто работает по закону и находится на грани банкротства. В моей системе координат это должно противоречить политике государства в отношении бизнеса.

 

Ситуация тупиковая. Если продолжать говорить с бизнесом не за столом переговоров, а ультиматумами, силами Росгвардии и доносить важные новости через прессу, наступит окончательная дискредитация городской власти Санкт-Петербурга.  На рестораны, которые работают, несмотря на запрет, может быть наложен штраф в 300 000-500 000 рублей. Это критичная для малого бизнеса сумма. Заведения сейчас могут в месяц столько не зарабатывать. К сожалению, не все в правительстве и местных администрациях понимают реальный уровень проблемы.

Если люди идут на сопротивление, значит, они вообще не видят другого выхода

Доведение людей до того, чтобы они открыто заявили, что не будут соблюдать требования, говорит о глубочайшем конфликте. Сейчас его еще можно разрешить, но ни в коем случае не путем санкций. А только путем переговоров с отраслями, путем поиска решений, которые устроят обе стороны.

Я не могу сказать, поможет или усугубит ситуацию инициатива с «Картой сопротивления». Очень многое будет зависеть от того, готова ли будет местная власть признать, что этот указ, так скажем, не вполне обдуманный, не учитывающий реальную ситуацию в городе. Но чему точно может помочь «Карта сопротивления», так это огласке. Большое количество СМИ привлечено к этому вопросу. Сейчас предприниматели фактически жертвуют собой, чтобы обратить внимание правительства на то, что принятые решения — неверный путь.

Ситуация с заболеваемостью действительно очень тяжелая. И просто работать и делать вид, что вируса нет, не получится. Мы видим, что опыт Швеции, которая пошла по похожему пути, не увенчался успехом. Нужно совместно с бизнесом разрабатывать меры, которые снизят концентрацию людей в городе и сделают этот период наименее болезненным для экономики. Просить носить маски, выступать, говорить с людьми, привлекать врачей для агитации.

Надеюсь, местная власть найдет в себе силы выйти на конструктивный диалог. Ведь если люди идут на сопротивление, значит, они вообще не видят другого выхода. 

 

Не надо из нас, предпринимателей, делать врагов. Нам просто нужно, чтобы меры разрабатывали не против нас, а вместе с нами. Логичные. Эффективные. Только так мы сможем совместно пережить этот непростой период. 

«Чуда не случилось»: в какие кафе и рестораны вернулись клиенты

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+