Умер бывший глава купленной Amazon компании Zappos Тони Шей: как он строил свою «империю счастья»
«В деловом мире принято сосредотачиваться на прибыли, а думать о счастье на рабочем месте считается чем-то неправильным. Но исследования [проведенные при участии компании Zappos] показали, что если сотрудник счастлив, то и клиент, с которым он работает, тоже счастлив, и это способствует достижению крутых бизнес-результатов. Предприятия, которые хотят делать своих сотрудников счастливыми, часто обходят коллег в долгосрочной перспективе», — говорил Тони Шей актеру и телеведущему Стивену Кольберу в интервью 2011 года. Шей заключил одну из крупнейших в истории рынка онлайн-торговли сделку с самым богатым человеком мира — Джеффом Безосом, продав ему свой стартап за $1,2 млрд, но широкой публике стал известен благодаря отношению к сотрудникам. В 2013 году он написал книгу «Доставляя счастье», которая рассказывала об особой корпоративной культуре, основанной на «науке счастья». Книга стала бестселлером и принесла Шею мировую известность.
Тони Шей умер в возрасте 46 лет 27 ноября. Об этом сообщил нынешний генеральный директор компании Кедар Дешпанде, опубликовав открытое письмо на сайте Zappos, в котором отметил, что «мир потерял потрясающего визионера и невероятного человека». Причиной смерти называют полученные вследствие пожара травмы. Шей поехал к семье в Коннектикут, чтобы отметить День благодарения, и оказался в загоревшемся доме. Подробности происшествия неизвестны, CNN сообщает, что предприниматель «умер мирно, в окружении родственников».
От Гейтса к Безосу
Шей родился в штате Иллинойс в 1973 году в семье уроженцев Тайваня. Вырос в Калифорнии, в области залива Сан-Франциско. Поступил в Гарвард на факультет компьютерных наук и в 1995 году получил звание бакалавра информатики. Во время учебы подрабатывал управляющим кафе Quincy House, которое располагалось на первом этаже студенческого общежития. Позже его клиент и друг Альфред Лин стал его бизнес-партнером, а также исполнительным и финансовым директором Zappos. После окончания университета Шей устроился в Oracle, но разочаровался в корпоративной культуре компании и через пять месяцев уволился, чтобы создать свой первый стартап LinkExchange.
LinkExchange представлял собой рекламное агентство, которое работало по принципу баннерного обмена. Клиенты агентства образовывали сеть, внутри которой обменивались рекламой, транслируя ее на сайтах друг друга. Через три месяца после старта стартап объединял уже около 20 000 веб-страниц, а еще через два года насчитывал уже 400 000 клиентов, обеспечивая 5 млн показов рекламы ежедневно. В ноябре 1998 года в возрасте 24 лет Шей продал LinkExchange корпорации Microsoft за $265 млн.
В следующем году он покинул пост руководителя проекта. «Мир кардинально менялся, а я мог оказаться в стороне в попытке заработать деньги, которых уже имел больше, чем достаточно. [...] Я решил быть честным с самим собой и уйти, несмотря ни на какие деньги, которые держали меня в Microsoft», — объяснял он свое решение.
На вырученные от продажи средства Шей вместе с Альфредом Лином создали венчурный фонд Venture Frogs, который инвестировал в технические и интернет-проекты, среди которых были Ask Jeeves, OpenTable и будущий «единорог» Zappos.
Обувной «единорог»
Идея интернет-магазина обуви пришла в голову предпринимателю Нику Свинмерну в 1999 году. В то время она звучала экзотически — интернет-торговля еще не имела такого гигантского веса, и люди боялись покупать дорогие вещи, особенно такие как обувь, без предварительной примерки. Свинмерн пришел в фонд к Шею и Лину за консультацией. Тони поначалу отнесся к идее скептически, тем не менее, в этом же году Venture Frogs инвестировал в проект под названием ShoeSite.com $2 млн. Шей стал совладельцем и генеральным директором стартапа. Через несколько месяцев работы компанию переименовали в Zappos (измененное «zapatos», в переводе с испанского «обувь»).
У Zappos не было собственных складов, фабрики напрямую поставляли обувь клиентам, а стартап выступал в качестве маркетплейса и посредника. Zappos сделал ставку на программы лояльности и высокий уровень обслуживания, благодаря чему уже к 2001 году достиг оборота в $8,6 млн, а еще через два года — $70 млн. Теперь Zappos самостоятельно отбирал популярные модели, хранил их на собственных складах и доставлял клиентам обувь своими силами.
В ноябре 2009 года, когда оборот Zappos превысил $1 млрд, компанию купил Amazon за баснословную по тем временам сумму в $1,2 млрд. Шей как совладелец по оценкам лично получил не менее $214 млн, не считая денег, которые полагались ему как основателю Venture Frogs.
Безос предлагал купить Zappos еще в 2005 году, но Шей требовал полной автономии в руководстве, поэтому о сделке удалось договориться не сразу. «[Покупка Amazon] это как если бы мы просто сменили совет директоров», — описывал он степень своей свободы внутри Amazon в интервью 2014 года. Шей оставался на посту гендиректора Zappos в общей сложности 21 год и покинул его только в августе 2020-го.
Сделать Вегас великим снова
Помимо развития Zappos у Шея была еще одна страсть: в середине «нулевых» он организовал крупный проект реконструкции центра Лас-Вегаса под названием «Downtown Project». Началось все с того, что, стараясь сплотить команду, Тони перевез головной офис Zappos вместе с большей частью сотрудников в Вегас, чтобы те могли больше времени проводить вместе и узнавать друг друга. Затем это переросло в идею «глобального коворкинга» для технологических предпринимателей.
Шей потратил около $56 млн, чтобы скупить несколько объектов недвижимости и обустроить их под бизнес-кластер для стартапов (всего в проект он успел вложить около $350 млн собственных средств). Предприниматель хотел не просто построить квартал офисных зданий, а «вдохнуть в регион жизнь» и привлечь туда молодых стартаперов. Так, например, он заплатил за то, чтобы несколько сооружений, построенных для фестиваля Burning Man в пустыне (после окончания программы их сжигают), перевезли и установили в Вегасе.
Философия счастья
В 2013 году Шей написал книгу «Доставляя счастье», которая возглавила список лучших бестселлеров по версии The New York Times и продержалась на первом месте 27 недель. В книге Тони рассказывает о том, почему сотрудников нельзя воспринимать исключительно как исполнителей задач, зачем инвестировать в их рост и развитие, как основанная на стремлении к счастью каждого работника корпоративная культура сказывается на финансовых показателях компании.
Для начала Шей советует читателям «перестать гнаться за деньгами, найти предмет своей страсти и начать заниматься тем, что вам по душе» — только так можно достичь высот в чем бы то ни было. Затем рассказывает о принципах правильного найма: по его мнению, при отборе нужно опираться, в первую очередь, не на амбиции и опыт кандидатов, а на совпадение в ценностях. «Нанимайте только тех людей, с которыми вы были бы счастливы пообщаться после работы», — советует автор.
Сформировав правильную команду, руководитель, по мнению Шея, должен постоянно думать о том, как обучать сотрудников и давать им возможность развиваться в интересных им областях. «Сотрудница Zappos, вдохновленная свободой предлагать новые идеи и работать над более сложными проектами, стала уверенной в себе и сменила работу телефонистки на руководящую должность. Этот рост распространился и на ее личную жизнь, побуждая ее больше читать, вести здоровый образ жизни и путешествовать по миру. Сейчас она проводит свой отпуск, исследуя вулканы в Центральной Америке», — приводил пример из своей практики Шей.
«Доставлять счастье всегда было его мантрой, поэтому вместо того, чтобы оплакивать его переходный период, мы просим вас присоединиться к нам в праздновании его жизни», — говорится в письме Zappos.