К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Закрытий будет вдвое больше, чем в первую волну»: что ждет московские бары в случае нового локдауна

Фото Danny Lawson / PA Images via Getty Images
Фото Danny Lawson / PA Images via Getty Images
Московские власти заговорили о возможности закрытия баров и ночных клубов, которые называют одним из очагов распространения коронавируса. Почему предприниматели считают инициативу несправедливой и переживет ли индустрия новый локдаун?

Василиса Волкова — совладелица барного холдинга «С.И.Д.Р. Групп», которая включает в себя восемь баров в центре Москвы — Neon Monkey, «Кот Шредингера», две «Вермутерии», «Ботанист» и караоке «Синематограф». По данным «С.И.Д.Р. Групп», заведения посещают около 15 000 гостей ежемесячно. В колонке для Forbes Волкова рассуждает о том, чем грозит московскому бизнесу обсуждаемое, по данным СМИ, властями повторное закрытие ночных клубов, баров и караоке и есть ли у индустрии шанс на выживание в условиях второй волны.

По волнам

Пандемия — это сильнейший кризис практически для всего бизнеса в России и мире. Можно бесконечно сравнивать условия для граждан и предпринимателей в развитых странах Европы с нашими, обвинять правительство в бездействии и прочем. Даст ли это какие-то результаты? Как показал опыт этого года нет. Коронакризис, как и любой другой, в первую очередь ударил по слабым игрокам отрасли. Самыми первыми пострадали новые независимые проекты или проекты, которые были убыточными еще до пандемии в силу множества причин: недостатка гостей в заведениях, ошибок в операционной деятельности или изначально недостаточно прибыльной экономической модели. 

В итоге, после первой волны, по официальным данным, закрылось около 20% заведений. Остальные понесли колоссальные убытки. Мы, например, в первый карантин вообще не работали, соответственно, никаких оборотов в этот период у нас, как и у многих, не было. Наш убыток составил более 15 млн рублей — это то, что пошло на покрытие аренды и зарплаты сотрудников. И это я еще не считаю в убытках те средства, которые мы могли заработать в период простоя. Без кредитов удалось обойтись только благодаря тому, что мы каждый год откладываем средства с прибыли на развитие холдинга, так как открываем в среднем два заведения в год. В этом году из-за пандемии мы не открыли ни одного.

 

Быть готовым к новому карантину на 100% невозможно. Ни морально, ни финансово. Но хочется всегда верить в позитивный исход событий. Я не думаю, что бары, клубы и караоке закроют в первую очередь. Если вторая волна и случится, то скорее всего для всех — и для ресторанов, и для кофеен, и для других представителей общепита и иных сфер, поскольку шансы заразиться примерно равны в любых людных местах. Рестораны зачастую также переполнены гостями и устраивают массовые мероприятия, как бары или клубы. 

«Экономика не выдержит таких жестких ограничений, как и люди»: экономисты о рисках второй волны COVID-19 и нового карантина

 

Но если власти Москвы все же примут решение зачем-то закрывать именно клубы, бары и караоке в первую очередь, то среди них выживут только крупные игроки с финансовыми подушками в виде отложенных средств или наличием другого бизнеса, за счет которого получится сохранить проекты в HoReCa (сокращенно от Hotel – Restaurant – Cafe/Catering/Casino — термин обозначающий сферу услуг и прием гостей — Forbes). Показатель закрытий будет минимум вдвое больше, чем в первую волну. Потому что ноябрь и декабрь — это месяцы, когда продаются крупные мероприятия и корпоративы, которые приносят до 40% годовой выручки. Многие компании уже отменяют запланированные корпоративы на ближайшие месяцы. Потеря этих бюджетов очень критична. Она в итоге затруднит восстановление всей индустрии. 

Мы и так, будучи пока открытыми, чувствуем себя не очень хорошо. Наши обороты после первой волны даже выросли на 15% по сравнению с тем же периодом (июль-октябрь) прошлого года. Но рост заражаемости и перевод сотрудников на удаленный режим уже привели к снижению посещаемости. В среднем выручка наших заведений с конца сентября снизилась на 25% в старых и на 40% в новых проектах, которые еще не успели наработать достаточно большую базу гостей. И в такой ситуации большинство игроков.

Кстати, большая часть закрытий может прийтись как раз на клубы. К работе они вернулись позже баров и караоке, потому что они про массовые мероприятия, существенную часть заработка им приносят концерты. Вряд ли за этот период большинству удалось отбить накопившиеся долги, учитывая достаточно большие масштабы помещений и возможное приостановление деятельности в ивент-сфере.

 

Ключ к выживанию

Мы, как и некоторые другие заведения, за четыре года работы накопили «финансовую подушку». Но насколько ее хватит, предугадать сложно. Точно также сложно предсказывать конкретные перемены на рынке. Однозначно можно сказать, что они будут. Вторая волна станет своего рода «естественным отбором» в бизнесе, где выживут не просто сильные, но гибкие игроки, которые смогут быстро адаптироваться под новые реалии. Тот, кто сможет ее пережить, получит достаточно высокий приток аудитории из закрывшихся заведений и вернется к прежним показателям.

Но что сделать, чтобы выжить? Первое, что приходит в голову, когда говорят об общепите — доставка. Но с ней в случае баров и клубов все не так просто. При работе с алкоголем, например, она незаконна. А доставка еды — совершенно нерентабельная для нас история ни при работе с агрегаторами, ни без них. Это отдельный вид бизнеса, под нее изначально определяется ассортимент, логистика и множество других моментов. Конкурировать с условной «Якиторией» или «Додо Пиццей» абсолютно бессмысленно. Кроме того, спрос на доставку из полноценных ресторанов никогда не был высоким. Во-первых, по причине стоимости. Во-вторых, блюдо даже через 15 минут уже не такое вкусное, а через час тем более. В-третьих, в условиях самоизоляции у тебя есть время, чтобы приготовить себе домашнюю еду. И, наконец, надо признать, в рестораны, а тем более в клубы и бары, приходят не за едой, а за впечатлениями и общением. Здесь удовлетворяют свои социальные потребности. 

Вторая волна или девятый вал: принесет ли новый виток пандемии безработицу и обнищание

Но несмотря на все эти минусы доставки, совсем без нее жить барам и клубам тоже не получится. Как показал наш опыт, сотрудники за три месяца вне привычной рабочей обстановки очень быстро теряют навыки и сложнее возвращаются в прежний режим. Поэтому в некоторых заведениях мы планируем запустить доставку еды, чтобы поддерживать команду в профессиональном тонусе, а также не терять связь с нашими гостями. 

Естественно, уже сейчас стоит обсудить с сотрудниками временное сокращение зарплат в случае самоизоляции. Лояльность со стороны команды — очень важная составляющая для предпринимателей в этот период. Если ваши сотрудники не готовы или не могут идти вам навстречу в кризисных ситуациях, скорее всего, это повод для расставания. 

 

Опыт первой волны позволяет предпринимателям составить хотя бы приблизительный план действий в случае повторного сценария. Сейчас мы уже договариваемся о новых условиях с арендодателями на случай локдауна. Пока все в диалоговом формате, все ждут официальных постановлений. Конечно, общаются с нами неохотно, но с пониманием. Умному арендодателю интересны долгосрочные отношения с сильным партнером. 

Также мы рассматриваем новые предложения в условиях самоизоляции. Подготовили специальный формат бара «Квартирник by С.И.Д.Р.». Это выездной тематический бар, где помимо коктейлей и кейтеринга мы берем на себя организационные и развлекательные вопросы. У нас уже есть запросы на такие квартирники от гостей. Особенно популярны сейчас квартирники у тех, кто живет в центре, но выходить в заведения не хочет. Думаю, в случае повторного закрытия это может стать ключом к выживанию.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+