Конкурс на место. Как использовать хакатоны для подбора сотрудников
Движение хакатонов в России на подъеме. Подобные технологические конкурсы по разработке прототипов продуктов проводятся в стране все чаще и уже сформировались в отдельный, довольно солидный бизнес. Часть крупных компаний предпочитает проводить свои внутренние хакатоны (только Mail.ru Group, к примеру, провела в 2018 году пять собственных хакатонов), но при этом они не делятся информацией об объеме вложений в данные мероприятия. Именно поэтому цифры о финансировании хакатонов сильно расходятся в зависимости от оценок того или иного игрока рынка. Так, например, крупнейшее в стране сообщество разработчиков и IT-инноваторов — Russian Hackers — оценивает текущий объем этого рынка в 300 млн рублей. Похожие цифры приводит и Phystech Genesis (бизнес-инкубатор МФТИ). Встречаются и более смелые оценки объемов рынка — свыше 1 млрд рублей.
Хакатоны становятся отличной площадкой для взаимодействия бизнеса с целевой аудиторией, проверки гипотез, получения отзывов о своих сервисах. Бывает, за 48 часов (столько обычно длится хакатон) люди со свежим взглядом обнаруживают совершенно новые способы применения сервисов, представленные организаторами или спонсорами соревнований, а заодно выявляют баги и нестыковки, пропущенные штатными тестировщиками.
Оценили потенциал хакатонов и HR-специалисты. В последнее время компании-участники все чаще делают отличившимся на мероприятиях ребятам предложения о сотрудничестве. Вот почему это, действительно, хорошая тактика.
Можно проверить разработчиков в деле
Сейчас можно встретить много комментариев на тему дефицита качественных программистов. Известны истории о том, как одни компании переманивают у других не только отдельных специалистов, но и целые команды разработчиков. Хакатон — хорошая возможность закрыть дефицит кадров, обнаружить новые молодые таланты и оценить их с профессиональной стороны. Понятно, что бизнесу нужны от хакатонов в первую очередь свежие технологические идеи. Не секрет, что люди при непрерывной командной работе начинают нестандартно мыслить, они готовы выдавать необычные решения. К примеру, в рамках одного из хакатонов TechCrunch было создано приложение GroupMe, которое потом приобрел Skype за $85 млн. Последнее время на хакатоны все чаще стали возлагать решение и HR-задач. Так, по оценкам Actum, около 70% партнеров или спонсоров организуемых этой компанией хакатонов, хотели бы привлечь с их помощью новый персонал.
Правда, чтобы проверить реальные знания, умения и навыки кандидатов, нужно приложить усилия. Хакатон — это все же не получасовое собеседование с тестовым заданием. HR-менеджерам, «усиленным» евангелистами из компании, придется внимательно наблюдать за командами и поведением их членов, много общаться с ними, выяснять их специализацию и увлечения. Но это стоит усилий: на хакатонах, действительно, попадаются самородки. Сам наблюдал, как команда студентов МГТУ «Станкин» одержала две победы в московских хакатонах, а затем один из ее участников присоединился к польской команде в Кракове и снова взял первый приз.
Стоит добавить, что не только работодатели наблюдают на хакатонах за потенциальными сотрудниками, но и наоборот. Разработчики прощупывают эйчаров, пытаясь в неформальной обстановке почувствовать общую корпоративную атмосферу, посмотреть, как компания относится к сотрудникам.
Можно найти талантливых специалистов в регионах
Хакатоны постепенно расширяют географию: их все чаще проводят за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Этим могут воспользоваться компании, которые задумываются о создании регионального центра разработки или ищут сотрудников на удаленную работу. Талантливые специалисты есть везде: не только в городах, где сложились известные центры компетенций разработчиков (вроде Казани или Новосибирска), но и там, где девелоперское сообщество как таковое только формируется. Например, в прошлом году хакатоны проходили в Калининграде, Ростове-на-Дону, Таганроге, Томске, Владивостоке и других городах. Российское «хакатонодвижение» стало выходить и на международный уровень, так что хакатон может оказаться полезен и для прощупывания рынка труда за рубежом.
Можно подобрать сотрудников с редкими навыками
На хакатонах встречается «редкий зверь» — программист, в котором способность писать качественный код совмещена с умением доносить свои мысли до аудитории. За такого специалиста нужно хвататься сразу. Разработчики обычно сосредоточены на создании работающего продукта, а не на подготовке грамотной презентации. Поэтому питчи зачастую бывают не очень убедительными и не цепляют членов жюри. Исключения на этом фоне видны сразу, и HR-менеджерам обязательно нужно обращать на них внимание.
В качестве наиболее ярких примеров здесь можно привести хакатоны «Сбербанк-Технологий», где победители мероприятия, можно сказать, автоматически становятся сотрудниками компании. В компаниях QIWI и «ВКонтакте» также рассказывают об успешном опыте найма разработчиков после того, как они отличились на хакатоне. Стоит отметить, что сам факт трудоустройства — как главный бенефит хакатона — изначально может даже и не заявляться. Так, например, HERE Technologies, являясь международной компанией, не нанимает разработчиков в России, но познакомившись на одном из хакатонов с талантливым студентом из Ростова-на-Дону, представившим оригинальную, «профильную» для геолокационной компании трехмерную навигационную визуализацию кампуса вуза, в котором он учился, не смогли устоять и взяли его в свою команду. В целом надо понимать, что у организаторов и спонсоров хакатона остается обширная база данных участников, а значит, к вопросу трудоустройства можно вернуться в любой момент.
Можно сэкономить
На хакатонах бывают разные участники. Есть матерые, сработавшиеся команды программистов, которые приходят за легкими деньгами. А есть и молодые специалисты с более скромными финансовыми запросами. Наиболее массовая аудитория все же студенты, одна из целей которых — засветиться или вообще продать себя потенциальным работодателям. Понятно, что такой специалист окажется намного дешевле, чем опытный кандидат с рынка. Вот вам и возможность оптимизировать издержки на фонд оплаты труда. Кроме того, на хакатонах можно подобрать волонтеров, которые будут помогать компании принимать участие в следующем мероприятии или его организовывать, да к тому же повышать лояльность к бренду.
Немного математики: представим, что вам нужен уже не один специалист, а целая проектная команда — ее поиск через HR-агентства обойдется в 1-1,5 млн рублей, тогда как спонсорский пакет (или призовой фонд) хакатона, может быть в разы ниже. При этом в результате вы получаете доступ не к одной команде, а к 10−20, из которых сможете выбрать несколько самых лучших.
В завершение дам рекомендацию компаниям, только начинающим участвовать в российском хакатонодвижении. Как и в любом процессе, с первой попытки выжать максимум из хакатона, как из кузницы кадров, и качественно отработать технологические задачи, с которыми вы пришли, скорее всего, не получится. Не нужно иметь завышенных ожиданий. Пройдите через три-пять мероприятий, сформируйте собственную команду экспертов для работы на хакатонах и учитесь на своих ошибках.