Может ли искусственный интеллект заменить репетиторов и учителей
Моя знакомая сетует, что ее трехлетний малыш требует повышенного внимания и не дает ничем заниматься. Спасают няня и мультфильмы, но потом невозможно от них оторвать. Она с нетерпением ждет начала декабря, чтобы заполучить Mishka AI из первой партии по предзаказу. Это мягкий игрушечный медвежонок для малышей от 3 до 6 лет, со встроенным чипом и облачной платформой. Стартап вошел в портфель Нью-Йоркского фонда Starta Accelerator, который, по данным Сrunchbase, вложил в него $130 тысяч. Разработчики обещают, что игрушка поможет с воспитанием и высвободит время: сможет рассказать на ночь сказку, позвать обедать, помочь выучить буквы и поиграть в цифры.
Примерно такую ситуацию и описал еще в 1995 году Нил Стивенсон в своей книге «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц». Писатель-фантаст встроил в ироническую антиутопию историю воспитания человека гаджетом, причем практически с нуля. В руки к его героине, девочке Нелл из бедной и неблагополучной семьи, попала уникальная интерактивная книга «Букварь для благородных девиц», благодаря которому ее судьба изменилась. Гаджет предназначался внучке лорда, но изобретатель сделал незаконную копию для своей дочери, а потом был ограблен подростковой бандой, которой заправлял брат той самой Нелл. В футуристической саге Стивенсона знания и хорошее образование стали привилегией избранных, а репетиторов и учителей заменил искусственный интеллект (ИИ).
С момента выпуска книжки прошло больше 20 лет, и такие идеи уже не кажутся чересчур фантастическими. Первого ноября «Яндекс» запустил новый сервис. Платформа «Яндекс.Учебник» предназначена для учителей и учеников 2-4 классов, на ней собрано более 5000 заданий по математике и русскому языку. Детям предлагаются задания в режиме онлайн, преподаватели смогут следить за результатами в реальном времени. Сервис можно использовать и для самостоятельного обучения: нужно зарегистрироваться как учитель и добавить ребенка в «свой класс». Система будет проверять задания и заносить их в журнал, так что учитель может сосредоточиться на самой учебе.
Дети не путают фантазии с реальностью, просто иногда предпочитают жить в воображаемом мире, полагают психологи Пол Харрис и Мэрджори Тайлор. То есть вряд ли ребенок примет Mishka AI за живое существо, которое полностью подменит няню или родителей. С другой стороны, в отличие от гаджетов Aррle, которыми Стив Джобс запрещал пользоваться своим детям слишком долго, в этой пушистой игрушке есть привлекательная для ребенка тактильность. Профессор из Гарварда Стивен Пинкер отмечает, что разум как функция мозга развивался как раз для работы с физическими предметами. Недаром индустрия connected toys растет на 30% в год. Курсы же «Яндекса» вполне могут быть сопоставимы с отсутствием персонального внимания к школьникам, к которым учитель вынужден подходить достаточно усредненно. Когда в классе 30 детей, иного он позволить себе, как правило, просто не может.
МООС (массовые онлайн-курсы) — едва ли не самый яркий пример успешного внедрения технологических решений в сферу образования. Международный проект Coursera сотрудничает с 160 университетами по всему миру, 31 млн зарегистрированных на ней пользователей могут выбрать из 2600 курсов и 236 специализаций. Образовательная платформа edu.google.com того же Google также изобилует различными курсами, предназначенными для школьников и студентов.
Если Штаты считаются самым зрелым и крупным рынком EdTech с долей онлайна порядка 3% в 2016 году, то в России она оценивается примерно в 1%, говорится в совместном исследовании ФРИИ, ВШЭ и «Нетология-групп». Зато онлайн-образование растет здесь быстрее (17-25% в год), чем на зрелых рынках (4–11%). К 2021 году эксперты прогнозируют, что рынок достигнет 2 трлн рублей с долей онлайна 2,6% (53 млрд рублей), говорится в совместном исследовании ФРИИ, ВШЭ и «Нетология-групп».
По данным EdTechmagazine, использование AI (artificial intelligence) в образовательном секторе США может вырасти в основном за счет образовательных игр с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Позитивные прогнозы исследователей по России явно учитывают стартовавший два года назад проект «Цифровая образовательная среда». Речь идет преимущественно об электронных книгах и дневниках, а также о создании инфраструктуры, которая приведет к обновлению школ и поможет учителям. Проект включен в портфель приоритетных для правительства России и рассчитан на срок до 2025 года. К этому времени задумано создать систему повышения квалификации преподавателей и оценки качества онлайн-курсов.
Фактически AI еще не стал мейнстримом, но большинство ориентированных на будущее институтов задумываются над возможностью его использования, и тому масса причин. Технологии машинного обучения (machine learning) в секторе AI устроены так, что могут напрямую взаимодействовать с обучающимися без вмешательства со стороны человека. Такие технологии применимы в преподавании ряда предметов, таких как математика, языки, физика, юриспруденция и медицина. Как раз по этим дисциплинам и востребованы больше всего репетиторы для дополнительного школьного образования.
Искусственный интеллект удобно адаптировать под индивидуальные потребности пользователя, включая как академические, так и профессиональные знания. Также можно учитывать персональный ритм жизни обучающихся. С другой стороны, при приеме на работу работодатели до сих пор относятся к дипломам об очном образовании куда лучше, чем к заочному или вечернему. Тем более, мнение о вариациях на тему онлайн-курсов пока еще только формируется. Индустрия образования в целом довольно консервативна, но что же дальше?
«Телевидение не вытеснило радио, а электронная книга — бумажную», — замечает CEO Active Learning Алексей Коровин, ранее CEO ОТП Банка и член правления Альфа-банка. Вот и «внедрение AI в обучение находится пока в экспериментальной фазе», хотя вектор развития технологий уже и понятен. «Прежде всего, речь идет о том, что правильный человек должен работать на правильном месте, обучение должно быть привязано к жизненной ситуации обучаемого, его интересам и способностям. Поэтому профессия репетитора еще долго будет оставаться востребованной. Но те репетиторы, которые захотят дифференциации, должны будут научиться переводить часть своих знаний «в цифру», считает Коровин. В качестве примера он приводит корпоративную платформу мобильного обучения Skill Cup своей компании, которая неожиданно для него самого оказалась востребованной среди бизнес-тренеров — они научились быстро и просто создавать на ней контент и продавать его на рынке. Active Learning обучает взрослых, а среди клиентов — крупные корпорации вроде Сбербанка, ВТБ, «Росатома», «Северстали» и т. д. Для обучения используется геймификация в неигровых средах, что позволяет увеличить продуктивность сотрудников на 30-40%.
Марк Павлюковский, основатель и CEO Piper из Сан-Франциско, считает, что истинная цель развития индустрии состоит в том, чтобы «научиться частично представлять процесс обучения с помощью автоматизированных методов для стандартизации этого процесса». Учителя всегда будут необходимы для взаимодействия со студентами, но фактическая передача информации и оценка того, насколько хорошо она была изучена, могут и должны осуществляться с помощью технологии. Сегодня возможность обучаться у лучших учителей обусловлена деньгами. В рамках автоматизированного процесса можно сделать обучение более демократичным, позволяя каждому полностью развивать свой потенциал, считает выпускник Принстона и Оксфорда Павлюковский. Участник рейтинга 30 самых перспективных предпринимателей до 30 лет американского Forbes знает, о чем говорит. Для эффективного обучения важно измерение навыков и достижений, и такая опция заложена в Piper. Под выпуск компьютеров-конструкторов с Minecraft для детей 8-14 лет Piper привлек $11 млн инвестиций и позволил своему основателю попасть в рейтинг Forbes. Одним из первых проект поддержал Стив Возняк — сооснователь Apple.
Британский ученый-физик Стивен Хокинг считал, что наделенные искусственным интеллектом (ИИ) машины в скором времени могут стать «новой формой жизни» и вообще полностью заменят людей. По мнению ученого, если люди создают компьютерные вирусы, недалек тот день, когда кто-нибудь разработает искусственный интеллект, «который улучшает и воспроизводит сам себя». Это будет «новая форма жизни, которая превзойдет людей».
Однако, если такое случится, вряд ли такому ИИ будет интересно заниматься обучением людей. Пока, как отмечает психолог из Калифорнийского Беркли Элисон Гопник, самые высокопрестижные системы обучения стараются сделать примерно то же, что и низкопрестижные младенцы и дошкольники. Именно дети — лучшие самообучающиеся машины во Вселенной. Но это всегда оставалось чем-то вроде загадки колибри. Известно, что они делают, но до сих пор не вполне понятно как. ИИ лучше играет в шахматы, но по сути это вспомогательная функция. Для качественного обучения крайне важна персонализация, общение и эмпатия. Роботов же, наделенных машинной эмпатией, пока никто не придумал. Значит, необходимо иметь как минимум комбинацию из искусственного интеллекта и людей. Поэтому, хотя затраты на содержание ИИ могут быть ниже, чем на учителей, спихнуть процесс обучения на гаджеты полностью еще долго не получится.