Проще говоря: как донести свои мысли до аудитории
Мы часто фокусируемся на себе, но чтобы быть услышанным, нужно перенести внимание на собеседника. Вашим слушателям нет дела до того, что вы хотите сказать. Ничего личного, но это так. Их волнует только одно: какое отношение ваше сообщение имеет лично к ним. Вот некоторые секреты общения, о которых можно узнать из новой книги Джея Салливана.
Не спешите. Вы говорите слишком быстро
Обычно, если мы нервничаем, то говорим слишком быстро. Если вы говорите чересчур быстро, это звучит так, как будто вы извиняетесь перед слушателями, что отнимаете у них время. Вы будете выглядеть маленьким и неуверенным. Скорость изложения привязана к зрительному контакту. Если вы будете слишком быстро перемещать взгляд с одного человека на другого, вы автоматически начнете говорить быстрее. Если вы будете говорить с одним человеком в течение целой мысли, вы естественным образом снизите скорость речи.
Есть моменты, когда увеличение темпа речи помогает донести до слушателей необходимость срочных действий. В этом случае скорость имеет смысл — до тех пор, пока люди могут за вами поспевать. Опять-таки главное — разнообразие. Ускорение и замедление привлекают внимание и «пробуждают» аудиторию.
Есть два фактора, касающиеся темпа, которые могут «перегрузить» аудиторию: 1) слишком быстрая речь и 2) отсутствие пауз между предложениями. Иногда скорость докладчика вполне нормальна, но он не делает достаточных перерывов между фразами, поэтому на аудиторию вываливается этакий бесконечный поток информации. Паузы между предложениями — необходимое условие эффективного выступления. Когда вы делаете перерыв в конце фразы, вы даете аудитории шанс переварить то, что только что сказали. Слушателям нужно, чтобы информация перестала поступать — тогда они могут мысленно упорядочить и «разложить по полочкам» содержание вашей речи. Если вы говорите не переставая, аудитория быстро перегружается и теряет способность вмещать информацию. В такой ситуации люди либо вообще перестают слушать, поскольку это слишком утомительно, либо временно отключаются, чтобы подумать над тем, что услышали. В любом случае, они вас не слушают. Возможно, вы думаете, что благодаря резвому темпу и умению вставить максимум слов в единицу времени вы донесете до людей больше информации. На деле же вы донесете меньше, поскольку есть предел того, сколько слушатели могут вместить.
Говорите громче. Вас не слышно
Громкость — самое базовое свойство голоса. Если вас не слышно, действенность презентации равна нулю. Когда вы выступаете перед большой толпой, такое бывает редко. В этой ситуации тот, кто отвечает за микрофон и звуковое оборудование, может увеличить громкость, чтобы вас услышали. Громкость часто бывает проблемой, когда вы выступаете на собрании или в конференц-зале. Большинство таких залов спроектированы с использованием шумопоглощающих элементов. Ковры, потолочные панели, обивка стен — все это поглощает звук, чтобы вас не было слышно в коридоре, в соседнем помещении или за перегородкой. Если вы не прилагаете специальных усилий, голос теряется.
Кроме того, вам приходится бороться со всевозможными отвлекающими моментами. Дует кондиционер, шумит проектор, кто-то щелкает по клавиатуре или вдруг звонит телефон. А когда вы на телеконференции, эти помехи становятся еще заметнее. Один участник сморкается, другой шуршит бумагами, еще один участвует в конференции, идя по улице. Отвлекающих моментов становится в десять раз больше. Программа-минимум в обоих контекстах — просто быть услышанным. Для многих людей это значит говорить громче, чем им кажется нужным.
Если вы знаете, что говорите слишком тихо, представьте, что вам нужно, чтобы ваш голос отскакивал от задней стены помещения. Вам необходимо говорить хотя бы настолько громко, чтобы вас услышал человек, сидящий дальше всего от вас, даже если в этот момент вы смотрите на того, кто сидит ближе всего. А еще возможно, что вам следует просто шире открывать рот. Чтобы говорить громче, необходимо, чтобы к вашим голосовым связкам поступало больше воздуха. В этом поможет глубокий вдох и широко открытый рот.
Опять-таки, как и с темпом, вы удерживаете интерес зала, если говорите с разной громкостью. Достаточная громкость для того, чтобы вас услышали, — это абсолютный минимум. Если ваша главная мысль прозвучит еще громче, это добавит убедительности. Когда вы снова начнете говорить тише, люди прислушаются и поймут: «Это важно».
Как вы сидите
В любом контексте важно показать, что вам уютно в собственной коже. Уверенный, искренний человек производит впечатление внутреннего комфорта. Вспомните, как выглядят спортсмены на Олимпийских играх. Они не просто показывают потрясающие результаты, немыслимые для простых смертных, но самая большая радость от просмотра заключается в том, что они выглядят так, будто все, что они делают, легко! Да, в конце у них может выступить пот, но они раскачиваются на брусьях, или приземляются после прыжка на лыжах, или делают сальто, прыгая с трамплина в воду, с такой грацией, что мы откидываемся на спинку кресла и одновременно думаем и «Ого!», и «Бьюсь об заклад, и я бы тоже так мог!». В этом все волшебство спорта.
Уверенное выступление не сделает из вас спортсмена-олимпийца, но в хорошем исполнении оно помогает создать образ победителя.
Каждая черта вашего присутствия в помещении должна передавать сосредоточенность на аудитории, а не на самом себе. Когда мы сидим на встрече — или по разные стороны письменного стола с одним человеком, или за большим столом на совете директоров, наша энергия должна быть направлена через стол на собеседников. Если вы откинетесь на спинку стула, люди могут истолковать это как скуку, рассеянность, отсутствие интереса и включенности.
Если вы чувствуете спинку стула нижней частью своей спины, скорее всего, вы облокачиваетесь или сутулитесь. А сутулясь во время встречи, вы обеспечиваете себе более скорое наступление усталости. Весь вес верхней части тела давит на легкие, затрудняя дыхание. Кроме того, если вы откинулись на спинку крутящегося стула, вы заняли такое положение, что любая лишняя или стрессогенная энергия пойдет на верчение или раскачивание, что заставит вас выглядеть рассеянным, заскучавшим или инфантильным. Оторвитесь от спинки стула и сядьте ровно. Если вы сидите на передних двух третях стула, когда позвоночник является продолжением «ноги» под стулом, качаться и крутиться становится невозможно. Кроме того, поскольку вы не чувствуете спиной стула, вы более склонны сидеть ровно, что зрительно увеличивает рост, добавляя вам «веса» на встрече, а также позволяет свободнее дышать, что поможет оставаться энергичным до самого конца.
Старайтесь сохранять вертикальное положение позвоночника. Если вы наклоняетесь в сторону, облокачиваясь на один подлокотник, то выглядите менее внушительно и профессионально. Помните: все это не какие-то железные правила, а, скорее, общие рекомендации. Нельзя сказать, что опираться на что-либо совершенно неправильно. Просто, если вы сядете прямо, это будет выглядеть лучше.
Часто люди сидят неровно из-за того, что кладут ногу на ногу. Если вам необходимо положить ногу на ногу — кладите. Но не забывайте о необходимости держать позвоночник прямо.
Не жалейте для себя места за столом. Вы пришли на встречу потому, что кто-то уровнем выше решил, что вы заслуживаете этого места, этого права поделиться своими идеями и мнениями. Вы заработали свое право присутствовать на этой встрече. Не разочаровывайте окружающих, пугаясь своей роли. Избегайте положения «руки на коленях». Оно низводит вашу энергию «в стул» и придает вам вид скромного просителя. Сидите так, чтобы ваши предплечья лежали на столе чуть шире, чем на ширине плеч. Руки должны быть на расстоянии друг от друга. Вот простой прием, напоминающий о том, куда девать руки. Почти всегда на собрании у вас будет блокнот с записями. Положите его прямо перед собой. Представьте себе, что он не просто заключает в себе содержимое вашего доклада. Пусть он будет вашей опорой. Руки должны находиться по обе стороны блокнота. Они не должны лежать на нем или между вами и блокнотом.