К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Опасный элемент: почему нужно избавляться от талантливых сотрудников

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Иногда проще и дешевле признать свою ошибку при подборе и избавиться от сотрудника еще на старте

«Охота на таланты». Все о ней слышали, а кто-то даже участвовал — в качестве охотника или жертвы. А что происходит с выдающимися талантами после удачного трудоустройства? Работодатели ожидают от них чудес продуктивности и новаторских идей — не зря же столько усилий было потрачено. Но оправдываются эти усилия далеко не всегда. Почему нужно расставаться с талантливыми специалистами — для этого есть несколько причин, некоторые не совсем очевидны.

Завышенные ожидания

Если с ожиданиями работодателя все более или менее понятно («дорогой и редкий сотрудник с хорошими рекомендациями придет и выведет на путь процветания если не всю компанию, то хотя бы свое направление»), то ожидания «таланта» могут быть самыми разнообразными. Скорее всего, в погоне за редким кадром рекрутеры хотя бы немного, но приукрасили реальное положение вещей в компании и положение самого кандидата в ней. Очевидно, что понятия «амбициозные задачи», «дружный коллектив» и уж тем более «щедрый бонус» можно понимать по-разному.

В первые же недели работы вновь принятый сотрудник успеет разочароваться в условиях, задачах, коллегах. Возникает демотивация, и как результат — низкая эффективность. Скорее всего, этого сотрудника даже не придется увольнять — заявление по собственному желанию ляжет на стол руководителя еще до окончания испытательного срока.

 

Перегорел на старте

Предположим, сотрудник быстро освоился на новом месте, задачи его мотивируют, команда души в нем не чает. Все это, вместе с развитыми компетенциями и желанием оправдать возложенные руководством надежды, творит чудеса. Новичок генерирует гениальные идеи и умело берется за их реализацию. KPI перевыполняются, коллеги и клиенты довольны. Руководство радуется удачному приобретению и не устает хвалить эффективного сотрудника на квартальных собраниях.

А что потом? Все мы люди, и никто не может вечно оставаться на пике продуктивности. Ошибка, еще одна, невыполненный план, сорванный дедлайн, резкое замечание начальника, невыплаченный бонус. А человек уже привык к всеобщему обожанию, ему необходим допинг в виде восхищения его достижениями. Понаблюдайте за ним — если ситуация не выправится в течение пары месяцев, то, скорее всего, чуда уже не произойдет.

 

«Разучился учиться»

В современном мире без гибкости и быстрой адаптации к изменениям не выжить. Раньше других это поняли компании из сферы ИТ, где все меняется буквально каждый день. Они повсеместно стали применять гибкие методологии разработки продуктов и привыкли регулярно обновлять свои знания. Lifelong learning для них — не просто красивая концепция, а ежедневная рутина.

В традиционных сферах бизнеса необходимость улучшать свои знания пока очевидна не для всех. Однажды приобретенный статус дает некоторым «талантам» основание считать себя уже слишком компетентным для продолжения образования. Онлайн-курсы — «игрушки для детей», семинары — «да я сам этих тренеров могу чему угодно научить». Благодаря этим вредным установкам стремительно теряется навык получать новые знания и начинается профессиональная стагнация, превращающаяся в профнепригодность. Но самое страшное даже не это. Такая самоуверенность и пренебрежительное отношение к самообразованию очень быстро распространяются по коллективу, заражая умы других коллег и непоправимо влияя на корпоративную культуру. Множество таких примеров можно увидеть в индустрии PR и рекламы. Пока мастодонты отечественных коммуникаций упорно строчат пресс-релизы и рассылают их по почте (хорошо, что не голубиной), их более гибкие и продвинутые коллеги давно превратили сами себя в СМИ с помощью соцсетей и профильных ресурсов и доносят информацию до адресата напрямую, в пару кликов.

Один из симптомов потенциально проблемного «таланта» — повышенный интерес к своей должности в компании и положению в корпоративной иерархии. С одной стороны, человека можно понять — много лет и трудов положено на достижение определенного уровня. С другой стороны, кандидата, ориентированного на результат и развитие, в первую очередь будут интересовать выполняемые функции, поставленные задачи и определенные ему роли в команде, вне зависимости от его опыта и квалификации.

 

Но зачем же избавляться?

Конечно, любой имеет право на ошибку, и потенциал сотрудника может раскрыться не сразу. Но давайте посмотрим правде в глаза: недостающие знания можно получить, навыки — прокачать, а вот установки и ценности меняются с трудом. И, попадая в компанию, носитель чуждой идеологии нередко распространяет свои взгляды, подрывая моральный настрой коллег. Поэтому руководству компании проще и дешевле как можно скорее признать свою ошибку при подборе и избавиться от такого сотрудника на старте, чем через год разбираться, что и где пошло не так.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+