У российских коворкинг-центров, чьими арендаторами до сих пор были молодые предприниматели и фрилансеры, начали появляться новые клиенты ― крупные компании. Этот тренд только захватывает рынок, но уже сейчас понятно: спрос на услуги со стороны корпоративных клиентов будет расти.
На Западе корпорации уже давно отдают услугу по организации офисного пространства на аутсорсинг. Так, одна из самых крупных в мире сетей коворкингов WeWork не просто сдает в аренду готовые площадки, но делает ремонт, проектирует дизайн помещения, закупает мебель и оборудование с учетом пожеланий заказчика.
В России движение «коворкеров» тоже набирает обороты. Сотрудники IT-отделов, дизайнеры, маркетологи, менеджеры по продажам часто сами обращаются к руководству компании с просьбой переселить их в коворкинг: это модно, удобно, избавляет от необходимости приходить на работу строго по графику и дает дополнительные преимущества – например, возможность поработать в выходные дни или поздно вечером. Деваться работодателям некуда – на рынке труда некоторые специалисты, особенно программисты и опытные продавцы, по-прежнему в дефиците, за них надо держаться: хотите коворкинг – будет вам коворкинг.
Но к выбору рабочего пространства работодатели подходят осторожно, поиски коворкингов, которые бы отвечали всем их запросам, затягиваются на несколько месяцев. Компании переживают за сохранность конфиденциальной информации, скорость интернета и прочие технические тонкости. Их также волнуют вопросы, связанные с подсчетами расходов на аренду мест в коворкинге, и на этом этапе переговоры особенно тормозятся.
В начале года к нам обратился крупный страховщик, который хотел бы разместить сотрудников IT-департамента в коворкинге. Был и другой клиент ― российский банк. С выбором ни тот, ни другой работодатель пока не определились, но по тому, какие вопросы нам задавали, мы поняли ― на рынке коворкинговых услуг существуют много стереотипов. Экономика совместного потребления, которая основана на коллективном использовании товаров и услуг, хотя и становится все более популярной в России, но на пути к ней еще много препятствий.
МИФ ПЕРВЫЙ. В коворкингах не работают
Многие думают, что коворкинги делают одиночки-предприниматели и что это рабочие пространства, в которых сидят айтишники-социопаты, хипстеры и бездельники. Лет семь-восемь назад коворкинги действительно создавались молодыми фрилансерами как места, где можно приятно провести время, но вовсе не для того, чтобы серьезно заниматься бизнесом. Сегодня многое изменилось. Появляются коворкинги с определенной концепцией, и их арендаторы — в большинстве своем команды образованных и хорошо зарабатывающих профессионалов от 25 до 40 лет.
Во всем мире такие компании как GE, Accenture, Amazon, IBM, KPMG уже давно размещают персонал в коворкингах и арендуют для этого целые этажи. Их цель — не только сэкономить на содержании офиса, но и дать новый толчок бизнесу. Время от времени крупным компаниям нужна встряска: сидя в традиционных офисах, люди начинают скучать, они теряют вкус к работе, а соседство в коворкингах с командами стартаперов, которые выводят на рынок новые товары и услуги, приводит их «в чувство». По своему опыту скажу, что поколение миллениалов (18-25 лет), которые только выходят на рынок труда, и вовсе не мыслят себя в среде традиционных офисов: им нужны рабочие пространства, в которых они смогут получить новые связи и возможности.
Мы с партнерами когда-то задумали создать коворкинги для программистов и эту идею позаимствовали у питерского бара «Ключ». Это было место, где собирались люди, увлеченные IT-технологиями. Днем туда приходили поработать, вечером ― послушать лекции, а ночью ― отдохнуть на техновечеринке. Так было решено создать коворкинги по типу питерского «Ключа» ― с рабочими местами для технологичных стартапов, лекторием и баром. Сегодня у нас работают бизнес-команды из разных отраслей — дизайнеры, архитекторы, рекламщики, программисты и стартапы, которые занимаются разработкой финансовых технологий. Так что — никаких хипстеров и бездельников. Сегодня вообще ни один коворкинг не выживет, если у него не будет концепции и если он не будет ориентирован на профессиональную аудиторию.
МИФ ВТОРОЙ: Коворкинг — это небезопасно
Потенциальные арендаторы переживают за сохранность корпоративной информации, конфиденциальных данных и т.д. Страхи эти преувеличены, ведь для арендатора всегда можно организовать индивидуальную IT-инфраструктуру: поставить серверные стойки, настроить VPN-доступ, поднять отдельные Wi-Fi сети. Что же касается случаев воровства, то современные коворкинги оборудованы такими же системами безопасности, что и традиционные офисные бизнес-центры: охраной, турникетами на проходных и камерами видеонаблюдения.
МИФ ТРЕТИЙ: Коворкинг — сложная математика
Разные отделы в компаниях часто вступают в противоречие. Например, IT-департамент и административно-хозяйственные службы. Коворкинги для хозяйственников ― темный лес. Они легко составят смету расходов на аренду традиционного офиса, но им непонятно, почему расценки на аренду в коворкинге зависят от особенностей рабочих мест. Самые частые вопросы, которые нам задают: почему отличается аренда рабочего места в общем опенспейсе и аренда мини-офиса? Почему есть отдельные тарифы для работы за столом и на диване? Какая от этого польза работнику и экономическая выгода арендатору? Как оперативно подсчитывать расходы, если пожелания сотрудников будут меняться, да и численность персонала ― тоже? Чтобы хозяйственные службы не сомневались в том, что коворкинг значительно экономит деньги компании, мы вместе садимся за стол и начинаем составлять смету.
МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ: Коворкинг — это дорого
Многих пугают цены в коворкингах — до 80 000 рублей за кв.м. в год. Для сравнения — в качественных московских бизнес-центрах средняя арендная ставка в год — 25-30 000 рублей за кв.м., но во-первых, маленьких офисов в хороших зданиях совсем мало, и эта ставка не включает IT-поддержку, интернет, использование общих площадей (санузлов, коридоров, помещений для приема пищи, переговорок), а также расходные материалы для принтера, услуги уборщицы, администратора и другого административного персонала. Даже если начинающий предприниматель захочет сэкономить и снять в аренду офис в менее престижном месте, ему, наверняка, придется потратиться на ремонт помещения, покупку мебели и офисной оргтехники. Кроме того, немногие стартапы учитывают косвенные затраты, с которыми сталкивается любая современная, динамично развивающаяся компания. Например, за досрочное расторжение арендного договора арендодатели обычных офисов накладывают штрафы. Кроме того, если компания быстро растет, арендодатель не готов будет тут же предоставить ей дополнительную площадь. Коворкинг — это культура совместного потребления, которая дает возможность экономить значительные суммы. Несколько арендаторов пользуются общими площадями, мебелью, интернетом и оргтехникой. Все это, включая услуги курьеров, уборщиц, поваров и секретарей, многим работодателям нужно время от времени, то есть выделять большие бюджеты на такие расходы нет никакого смысла.
МИФ ПЯТЫЙ: Коворкинг — это несолидно
Некоторые молодые бизнес-команды спрашивают: а где мы будем встречаться с партнерами? Не усаживать же их на мягких диванах или, что еще хуже, в креслах-мешках? Впрочем, большинство арендаторов неформальная обстановка в офисе, напротив, радует. Для них чем меньше классики и чопорности в интерьере, тем больше пользы для бизнеса: в свободной атмосфере сотрудничество обсуждается легче. В нашей практике был случай, когда одна маркетинговая компания, которая специализируется на создании видео-контента, в течение полугода безрезультатно пыталась начать сотрудничать с крупной розничной компанией. Точку в вялотекущих переговорах поставили несколько часов, проведенных в лектории одного из наших коворкингов, где будущие партнеры встретились на семинаре. За пивом после мероприятия обсудили общих знакомых и бывших работодателей, а через три дня ударили по рукам — сделка сама собой состоялась.
МИФ ШЕСТОЙ: Коворкинг — большая коммуналка
Многие говорят, что стартапам нужны соседство и братство с другими стартапами: дескать, так быстрее завязываются партнерские отношения и находятся первые клиенты. Однако любой стартап через 1,5-2 года вырастает и переезжает в собственный офис. Связи связями, но начинающим проектам так же, как и корпоративным клиентам, важны пространства, в которых можно изолироваться от других. Многие коворкинги сейчас уменьшают пространства опенспейсов, сосредотачиваясь на офисах. В «Ключе» 80% — это небольшие офисы разной площади, а 10% — коворкинги, которые, например, удобны для проектной работы с подрядчиками или с консультантами.
Рынок коворкинговых услуг будет трансформироваться. Через 15-20 лет традиционных офисов будет гораздо меньше, чем сейчас, поэтому коворкинги начали подстраиваться под нужды корпораций, предлагая большим коллективам отдельные офисы, кафе и даже отели. А сеть Wework пошла дальше всех: она развивает новый формат недвижимости для работы и жизни — коливинги. Это и коворкинг, и коммуналка в одном флаконе, то есть место, где люди-единомышленники (как правило, специалисты творческих профессий) живут и работают вместе. Коливингов в России пока единицы, но через несколько лет их будет много. Почему? Потому, что в молодом сознании работа — это не восемь часов, проведенных в офисе, а образ жизни, когда человек работает когда и где угодно.