К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Обещания как валюта: как создать продукт, если нет ни времени, ни денег

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Как организовать процесс работы над новым проектом и что помогает координировать удаленных сотрудников

В 2015 году наша команда начала работу над своим стартапом — мобильной социальной сетью — в условиях абсолютного бардака. Сейчас, пройдя через утрату веры в себя, мы можем сказать: стартап — это история, которая закончится релизом, только если хватит моральных и физических сил. Я четыре раза сильно жалел о том, что во все это ввязался, но итогом стал новый опыт по управлению распределенной командой.

Если вы ищете единомышленников и партнеров по бизнесу, нужно уметь «продать» идею, «зажечь» и мотивировать своих будущих коллег. Хорошо, когда можно убеждать деньгами — у нас их не было. Помогло знание «болевых точек» каждого сооснователя: дизайнер переживал, что у него нет опыта в мобайле, js-разработчик очень хотел попробовать свои силы в react-native, бэкенд-разработчик давно задумывался о собственном бизнесе. Так получилось собрать людей, которые решили работать над одной целью.

Свободное время в обмен на обещания

 

Главный ресурс для стартапа — свободное время создателей. Если времени нет, весь процесс останавливается. У нас все члены команды были очень заняты на основной работе, на новый проект оставалось максимум 2 часа в сутки, поэтому в основном работа шла ночью и по выходным. Свободное время участников я по сути «выкупил», пообещав долю в проекте.

Даже самые ответственные люди (а особенно те, кто работает бесплатно) рано или поздно становятся чуть менее ответственными. Если они работают «за идею», надо готовиться к периодическому зависанию всего процесса — ничего с этим сделать нельзя. Наш бэкенд-разработчик, уезжая в отпуск, в буквальном смысле останавливал работу, потому что выходил на связь пару раз за полмесяца и почти ничего не делал. Случалось, что фронтенд ждал бэкенд, чтобы доделать свои задачи, но первый был перегружен на основном месте работы и не мог сделать все оперативно. Эти проблемы полностью не может решить даже финансовая мотивация — она просто дает дополнительные рычаги давления. Такие ситуации хорошо тренируют силу духа, и здесь очень многое зависит от состояния нервной системы основателя.

 

Корпоративная пицца

Удаленная работа осложняется тем, что сотрудники плохо общаются между собой, а корпоративный дух нужен — как ни крути. Важно создать ощущение единой команды при отсутствии личного контакта. Первое, что сделали мы – пошли пить пиво. Напоминаю: чрезмерное употребление алкоголя может причинить вред здоровью и стартапу, поэтому его можно заменить чаем или совместными занятиями спортом. Я для создания «скреп» готовил коллегам пиццу — в те редкие дни, когда мы собирались у меня дома для обсуждения деталей. Нередко во время «посиделок» частью команды становились наши семьи: пока мы занимались проектом, моя жена кормила ребенка, а дочь разработчика за одну такую встречу умудрялась раз 90 выразить свое отношение к происходящему фразой: «Пап, тут скучно, когда мы поедем домой?». Вскоре родные стали нашими первыми тестировщиками и авторами.

Управление задачами

 

Для координации всей работы над проектом надо найти способ эффективной коммуникации — оптимальный таск-менеджер или мессенджер. Сообщения и задачи не должны теряться, чтобы в любой момент можно было понять, кто над чем работает. Мы перепробовали практически все инструменты общения: Basecamp (цена для небольшой команды высока), Asana (эргономика веб-интерфейса оставляет желать лучшего), Trello (непривычный интерфейс), Wrike (очень дорого), Redbooth (сложный to-do лист). В одно время наше общение полностью перешло в Telegram, но это оказалось неэффективно для координации всех процессов. В итоге мы вернулись к тому, с чего начинали —  к связке платной Jira и бесплатного Slack. В последнем мы создали несколько профильных каналов: для обсуждения проблем бэкенда, дизайна, статей для промотирования, отдельный канал для самого промотирования. В моменты душевных метаний появился даже канал под названием pivot. Мобильный Slack сделал наше общение в нерабочее время вообще беспрерывным. Но это не исключало необходимости личных встреч.

Сначала мы лелеяли надежду собираться раз в неделю, но более реальным оказался еженедельный общий созвон по Skype, во время которого обсуждались крупные темы – логика, идеи, дизайн больших блоков. Результат каждой встречи мы записывали в специальный канал Slack – #plans, чтобы помнить, о чем договорились. Очно мы встречались два раза в месяц – выбирали выходной и весь день работали над проектом вместе. Это были самые продуктивные дни, в которые получалось заражать друг друга оптимизмом, подбадривать и поторапливать. Мы дополнили #plans ежедневными короткими отчетами в формате «что делал вчера, что делаю сегодня». Очень помог slackbot, которого мы настроили так, чтобы он ежедневно писал «@channel: Мужики, чем сегодня занимаемся?».

Конечно, движение проекта могли ускорить регулярные встречи команды в офисе или коворкинге. Тогда проект был бы создан за 3-4 месяца — но и за несколько десятков миллионов рублей.

Как всех мотивировать и остаться в живых

По мере работы над проектом энтузиазм тает, а эффект от встреч быстро рассеивается. Пообещать сделать «завтра» — это одно, а выполнить – совсем другое, даже самому ответственному человеку порой не хватает ежедневного «пинка». Я выступал в роли менеджера, каждый день спрашивая у ребят, чем они планируют заниматься сегодня. Если я забывал писать, день проходил в тишине, и было непонятно: тихо, потому что все работают, или потому что никого нет дома?

 

Уговаривать людей продолжать длительную монотонную работу очень сложно: в конце концов партнеры стали избегать меня, чтобы не слышать негатива в свой адрес, однажды накопленное напряжение вылилось в уход дизайнера на несколько месяцев. Долго в таком режиме работать тяжело, потому что нужно включать резервы самомотивации и искать способ поддержать коллег.  Нам пришлось особенно трудно, когда я сам утратил веру в то, что мы когда-то закончим проект. Поэтому важно, чтобы у людей, с которыми вы работаете, зажигался огонек, пока ваш на подзарядке: если из 7 человек проектом горит один, его сил не хватит на всех.

Самой сильной мотивацией для команды стали привлеченные инвестиции: деньги были не столько материальной наградой, сколько сигналом — в идею верим не только мы. В июне 2017 в проект инвестировала Mail.Ru Group.

Куда уезжают сроки

За 15 лет работы в менеджменте я хорошо усвоил: работа без сроков и их контроля – это провал. В связи с плавающим графиком мы использовали разные методики подсчета времени, и самыми эффективными оказались две: «пальцем в небо» и «вилами по воде». На первых этапах они нас вполне устраивали, но когда проект стал более проработанным, мы выписали поэтапные задачи, оценили временные затраты на каждую, накинули дополнительно 30-50% — и получили первые сроки запуска. Они, естественно, «поехали» – это нормально.

 

Не с глаголами пишется раздельно

Решив запустить стартап, вы, конечно, несмотря на все советы и знание чужого опыта  набьете свои собственные шишки. Люди думают и чувствуют по-разному, принимают оригинальные решения, которые гарантированно приводят к оригинальным проблемам. Есть только одна вещь, которой можно научиться — забыть слова, начинающиеся на «не». Путь любого начинания, сопровождается бесконечными «не получится», «не взлетит», «не нужно», «неинтересно», «неправильно», «несовременно» и пр. Я столько раз слышал эти «не» как от людей, которые одним своим словом могут запускать и закрывать целые направления бизнеса в корпорациях, так и от близких друзей и знакомых. Главное — слушать, но не позволять себе их услышать, иначе «не» заседают внутри и съедают уверенность в перспективности проекта. Пока стартап не взлетел, все, что у него есть — ваша вера в его успех.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+