Привычная всем функция круиз-контроля, появившаяся на массовом автомобильном рынке США еще в 1970 годы, на самом деле стала первой стадией беспилотности. Машины на второй стадии уже могут самостоятельно замерять расстояние до впереди идущего транспорта и менять текущую скорость исходя из дорожной ситуации. Третья стадия, где мы сейчас находимся, – это самостоятельное движение фуры по трассе с учетом присутствия водителя в кабине. На этом этапе вмешательство человека в движение машины не требуется, водитель может просто отдыхать или читать газету, пока счетчик наматывает километры. Четвертая стадия — аналогичная схема передвижения, но уже по городу. И последняя пятая стадия беспилотности — движение транспорта по магистралям и городским дорогам вообще без водителей.
Все эти стадии беспилотности были бы просто красивой фантастической теорией, если бы постепенная автоматизация не доказывала нам экономическую и практическую выгоду нового транспорта для бизнеса. По данным консалтинговой компании AT Kearney, беспилотный транспорт на 35% сокращает затраты на ремонт и амортизацию, на 15% уменьшает страховые расходы. Общая экономия в перспективе 20 лет только в США составит более 1,3 трлн долларов, а весь рынок беспилотного транспорта оценивается в 560 млрд.
Беспилотники учат бизнес экономить
Один из основных плюсов беспилотных грузовых машин — это экономия топлива. Если на трассе пять автомобилей выстроятся в единую колонну, то пятая машина будет потреблять на 30% меньше топлива, чем первая. Фура весит 40 тонн, и чтобы преодолеть сопротивление ветра на скорости, один автомобиль тратит больше топлива, чем колонна грузовиков, которые уже идут в воздушном потоке. А теперь представьте, что водитель будет сидеть только в первой машине — добавляем экономию на зарплатах и налогах. Даже при грубых подсчетах экономия получается более 1,5 млн рублей в год только с одной машины.
Доказано, что беспилотные автомобили позволяют существенно сокращать сроки доставки грузов, в среднем — в два раза. Если обычная груженая фура доезжает из Москвы в Екатеринбург за три дня, то с переходом на беспилотное управление груз будет на месте уже через 35 часов. При традиционном подходе у водителя есть обязательное рабочее время отдыха — восемь часов, есть время на сон. Две трети суток фура просто стоит без движения, а за рабочее время может пройти с учетом ограничений скорости не более 500 километров. Два водителя могут незначительно повысить скорость перевозки, но в то же время это увеличит стоимость доставки для заказчика.
Третья причина развития беспилотников, как ни странно — снижение аварийности в критических ситуациях. Машины стали умнее профессиональных водителей, и это уже доказывают различные исследования. По данным AT Kearney, беспилотный транспорт сокращает вероятность возникновения ДТП на 70%, это тысячи человеческих жизней в год. Противники автоматизации укажут на смертельную аварию с участием Tesla в мае 2016 года. Тем не менее, это единственный случай за все время существования беспилотного транспорта. Статистика смертности и ДТП с традиционным управлением значительно превышает показатели беспилотников. Для примера, по данным Росстата и ГИБДД, только в 2016 году в России произошло более 173 000 ДТП, более 200 000 людей получили ранения, 20 000 погибли.
Страховка и поддержание автопарка в рабочем состоянии обходятся логистическим компаниям в круглую сумму, по некоторым данным, это миллиарды рублей в год. Обновление автопарка происходит все реже, компании стараются максимально продлить срок службы имеющихся автомобилей. Между тем, беспилотники в перспективе позволят компаниям сокращать и эти расходы за счет более длительной и безопасной эксплуатации. Сейчас автономный транспорт стоит дорого, период окупаемости превышает традиционные грузовые автомобили. Но как и все технологии, со временем беспилотники будут дешеветь и постепенно вытеснять менее эффективные машины.
Беспилотность с препятствиями
В течение пяти ближайших лет беспилотные грузоперевозки станут для нас такой же нормой, как переход на смартфоны после кнопочных телефонов. Но стоит учитывать, что должна быть подготовлена дорожная инфраструктура, законодательная, страховая база. Пока что даже документооборот в логистике до конца не автоматизирован — дальнобойщики выполняют роль курьеров и перевозят документы от отправителя к заказчику.
Дороги, по которым будут ездить беспилотники, также должны быть оснащены датчиками, охраняться специальными службами. Люди, работающие на беспилотных трассах должны носить одежду с чипами, чтобы не создавать помех движению. В России сегодня уже строится беспилотная трасса из Москвы в Санкт-Петербург, но общая инфраструктура в менее развитых регионах, к сожалению, не всегда отвечает требованиям даже для традиционного транспорта.
Переход на беспилотный транспорт рождает множество страхов относительно безопасности. Хакерские атаки, взломы, переход террористических угроз в область ИТ –сегодня — это наиболее важные вопросы в сфере автоматизации транспорта. Однако, по данным Cognitive Technologies, безопасность беспилотников для россиян вторична. Больше половины респондентов (55%) считают главным преимуществом автономного транспорта возможность отдыхать или делать постороннюю работу в кабине авто. Хакерские атаки в исследовании испугали только 16% россиян и 19% американцев.
Не менее важен вопрос занятости населения в случае перехода на беспилотный транспорт. По данным НИУ ВШЭ, в России самой массовой профессией является водитель — 7% в масштабах страны. Современные перевозчики должны будут научиться работать со смартфонами, принимать заказы через мобильные приложения, профессия водителя трансформируется в профессию сервисного инженера. Наши дальнобойщики умеют находить выходы из самых сложных ситуаций и в самых сложных климатических условиях, поэтому с 3G, GPS, смартфонами и беспилотным автомобилям они точно разберутся.
Роботы и компьютеры в ближайшем будущем поставят вопрос об изменениях в трудовом законодательстве. Сегодня HR-специалисты уже говорят, что привычная пятидневная рабочая неделя уйдет в прошлое, количество рабочих часов уменьшится, изменится возраст выхода на пенсию. В подобных условиях дотации на поддержание экономики могут лечь на прибыль компаний, которые перешли на автоматизированные системы. Стоит понимать, что резким такой переход быть не может и существует даже мнение, что развитие беспилотности сдерживается намеренно.
Беспилотные технологии, как и все новое, вначале будут приниматься критично и настороженно. Но развитие остановить невозможно, а технологический прогресс уже не раз доказывал бизнесу эффективность и необходимость преобразований. Даже несмотря на юридические, кадровые, налоговые и страховые нюансы, сегодня уже становится понятно, что беспилотные технологии войдут в логистический бизнес уже в самом ближайшем будущем.