К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Я начинаю бизнес: как не разбить лоб об иллюзии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Каких ошибок стоит избегать начинающим предпринимателям.

Я основал собственную компанию 20 лет назад. Сейчас общаюсь с начинающими предпринимателями, наблюдаю за развитием их бизнеса. Иногда ко мне обращаются за советом, и я вижу ошибки, которые сам совершил много лет назад.

Создавать компанию сегодня, конечно, не то же самое, что в конце 1990-х, но разница не столь значительна. Да, тогда требовалось, наверное, меньше ресурсов, чтобы запуститься, было меньше конкурентов. Зато сегодня масса доступных способов продвижения – интернет многое нам дал. Тем не менее иллюзии и ошибки у начинающих предпринимателей не стареют и, похоже, не умирают.

Ошибка 1: Ориентироваться на то, что творится на рынке

 

Пожалуй, любимая ошибка молодых предпринимателей. Например, рынок DLP-систем составляет миллиарды долларов. И вот начинающий бизнесмен оптимистично думает: «Мы выйдем на этот рынок и даже одного процента нам хватит на безбедную старость». Иллюзия таких расчетов разбивается о два факта. Во-первых, оценки рынка зачастую раздуты, во-вторых, не факт, что ты в принципе на него выйдешь и хоть что-то заработаешь. Нужно здраво оценить перспективы продукта, его преимущества и недостатки, проанализировать конкурентов, чтобы хоть что-то получилось.

Ошибка 2: Я останусь главным специалистом

 

Я достаточно быстро понял, что если буду одновременно разработчиком и управленцем, то рано или поздно зайду в тупик. Быть одновременно хорошим программистом и управлять компанией невозможно. От технических задач придется отойти, несмотря на то что многое у вас получается лучше, чем у работников. Нужно просто принять это. Налаживать процессы, вести переговоры, продумывать тактику и управлять бизнесом – это задачи предпринимателя, а создавать продукт будут те, кого вы наймете.

Ошибка 3: Хороший продукт сам себя продаст

Распространенная иллюзия, которую уже много лет пытаются искоренить, но она живучая, как сорняк. Даже очень хороший продукт сам по себе продаваться не будет. Верно и обратное: даже при самых крутых продажниках, плохой продукт продаваться не будет. Нужны две составляющие: адекватный маркетинг и, собственно, качественный продукт, поэтому о продвижении нужно думать не меньше, чем о разработке решения.

 

Ошибка 4: Мне не придется продавать лично, это будут делать продажники

Любой предприниматель должен уметь продать свой продукт. Большие заказчики хотят посмотреть в глаза человеку, от которого будет зависеть безопасность его бизнеса. Это определенно должны быть не глаза линейного менеджера по продажам, а собственника или как минимум гендира. Заказчиков интересует не только продукт, они хотят видеть человека и иметь возможность оценить, насколько он адекватен. Если на деловую встречу идет тракторист в засаленном комбинезоне, у которого словарный запас, как у Эллочки-людоедки, скорее всего, ничего не получится. Владелец бизнеса должен иметь определенный кругозор, быть образованным, уметь построить разговор. Просто напирать как танк «Купите у меня, купите!» – плохой вариант.

В IT-сфере это особенно важно, ведь по сути клиенты хотят понять, с кем они будут сотрудничать, пока используют продукт. Софт должен работать не только сейчас, вот в это конкретное время, важно, чтобы он развивался, а вендор оказывал адекватную поддержку заказчикам не месяц и не год. Они хотят быть уверены, что ты не просто заработаешь денег и укатишь отдыхать в Таиланд, а настроен серьезно и готов помогать клиенту с решением его задач.

Ошибка 5: Компания – это дружная семья

Важно найти своих людей, но не надо становиться для них нянькой. Между работодателем и сотрудниками есть договоренности, которые нужно соблюдать. Если человек не справляется, нужно расставаться, как бы болезненно это ни было — не нужно продлевать агонию. У меня, например, есть правило: если уже во время собеседования есть какие-то сомнения, то человека в команду я не приглашаю. Даже сейчас, когда в компании уже 300+ сотрудников, лично собеседую кандидатов на ключевые позиции, и, если специалист меня чем-то не устраивает, не беру. Также в маленькой компании, даже если вакансия ключевая и критично ее закрыть, но есть сомнения, лучше подождите, не стоит брать людей под давлением обстоятельств. Еще настоятельно советую не брать на работу друзей и родственников, даже если сильно просят и тяжело отказать.

 

Ошибка 6: Я буду держать все под личным контролем

Заниматься всем самому не получится. Не нужно контролировать каждую деталь, вникать, сколько стоит мышка и как тщательно уборщица вытирает пыль. Большая ошибка новичков, да и некоторых продвинутых бизнесменов — неумение делегировать полномочия. Микроменеджмент и стремление все сделать самому не обойдутся без негативных последствий как для компании (вы «достанете» всех), так и для руководителя (вас все «достанет»).

Ошибка 7: Заменять документы доверием

Недавно приходили ребята и спрашивают: «А что если партнеры вдруг возьмут и забросят проект?» Бывают в «студенчестве» ситуации: двое пашут, а двое сидят дома и ничего не делают, при этом доли у всех партнеров в компании одинаковые. Без договора это непременно приведет к конфликту с переходом на личности, чтобы мирно и быстро решить проблему, должны быть условия для выкупа доли у неработающих партнеров. Эти условия необходимо зафиксировать на бумаге: если человек отходит от бизнеса, какую компенсацию он получает, в каком порядке.

 

Ошибка 8: Верить инвесторским байкам

Столкнулся с ними сам. Есть инвесторы, которые говорят, что деньги у них «умные» и их нужно срочно пускать в дело. Я отвечаю: раз это так, давайте вы подпишетесь под тем-то и тем-то, после этих слов инвесторы, как правило, начинают юлить и в итоге исчезают. Здесь не нужны обещания, нужно, чтобы все было также прописано в документах. Но тогда начинаются разговоры: ну ты же понимаешь, что это не гарантированно, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Я, как основатель компании, понимаю, что бизнес – это риск, если ты хочешь в него инвестировать, тогда возьми на себя часть этого риска.

Еще один классический трюк инвесторов: когда он дает деньги и начинает рулить бизнесом, указывает, что и как делать. Этого допускать нельзя. Сам был свидетелем таких историй и их негативных последствий. Другая уловка: инвестор дает денег, которых хватит ровно на 3-4 месяца, а потом подталкивает к следующему раунду. «Я выкупил у тебя 10%, ну у тебя ничего не получилось. Давай, я выкуплю еще 30%», – предлагает инвестор. И так размывает бизнес, а потом дело техники – перепродать долю инвестору более серьезного уровня.

Я не считаю, что инвестор — это добро или зло. Кто-то думает, что без сторонних вливаний не будет взрывного роста, а кто-то, наоборот, считает, что инвесторам нет веры. Я уверен в одном: бери деньги, только если ты четко знаешь, что они пойдут в рост. Нельзя брать деньги, чтобы сделать шикарный ремонт в кабинете или массажный кабинет со смузи в офисе. Нужно вкладываться в реальное дело, тогда 100 000 через полгода превратятся в полмиллиона.

 

Я не верю, что есть бизнесмены, которые создали компанию с нуля, достигли серьезных результатов и никогда не ошибались. Такие истории, скорее всего, глянец, просто красивая выдумка. Также будет неправдой утверждение, что, научившись на чужих промахах, вы не совершите своих. Просто постарайтесь сделать так, чтобы какая-то из них не стала последней для бизнеса.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+