Пиксели и кирпичи: в какие российские proptech-стартапы вложились на $75 млн в 2021 году
Стройку называют одной из самых консервативной отраслей, но и до нее добрались высокие технологии. В proptech-стартапы (от property — «недвижимость») вкладываются инвестиционные фонды и сами застройщики. «У нас в воронке более 300 российских и зарубежных стартапов, и многие из них имеют хорошие шансы на привлечение инвестиций, — говорит сооснователь и CEO фонда PropTech Russia Роман Евстратов. — Анонсы последних нескольких месяцев говорят о том, что proptech-стартапы готовы поддерживать корпоративные и частные инвесторы, а также венчурные фонды».
Среди них фонд Proptech Russia размером в 3 млрд рублей (созданный в 2020 году командами компаний «Тринфико» и Proptech Russia), фонд MR Ventures в $50 млн (девелопера MR Group), ГК «Самолет» (выделившая 8 млрд рублей на ИТ-проекты внутри компании), ПИК Digital («дочка» застройщика ПИК, занимающаяся IT), частная инвесткомпания O1 Properties, венчурный фонд Genome Ventures (нацеленный помимо прочего на Smart City Tech) и многие другие. Активно развивают стартапы Циан, «Авито», «Яндекс.Недвижимость». Собственными акселераторами обладают Colliers, JLL, Blackstone, Westfield.
Forbes разобрался, кому и под какие идеи давали деньги в этом году.
Гуру из соцсетей: почему инвесторам больше не нужны знания об экономической теории и рынках
Дом, напечатанный на принтере
Больше всего денег, $60 млн, привлек в 2021 году российско-американский стартап Mighty Buildings. По словам сооснователя компании Вячеслава Солоницына, раунд в январе собрал $40 млн, майский раунд B1 — $20 млн. Mighty Buildings разработал и внедрил технологию 3D-печати домов.
Mighty Building основали четыре выходца из России: создатель венчурного фонда Ruvento Capital Вячеслав Солоницын, сооcнователь DI Group Дмитрий Стародубцев, основатель Glance и Trademark Алексей Дубов, консультант в области экоархитектуры Сэм Рубен начинали работать в гараже в Редвуд-Сити в 2017 году. Сейчас в соседнем городе Окленд запущен завод площадью 80 000 кв. м. Первые три года компания работала «в стол», официально стартовала в августе 2020 года. На тот момент Mighty привлек $30 млн от 18 инвесторов, пройдя программу YCombiantor в начале 2018 года. Производство стартапа находится в Калифорнии, а отдел разработки — в России.
«С командой проекта мы познакомились три года назад в YC, но тогда решили пропустить: смелая идея, но не очевиден был будущий успех на американском рынке. Технология же оказалась передовой, востребованной и с отличной экономикой. К тому же очень экологичной. Мы пообщались снова, произошел метч (от анг. match — «совпадение», «соответствие». — Forbes)», — говорит основатель инвестиционного фонда AltaIR Capital Игорь Рябенький. По данным Crunchbase, единственным инвестором майского раунда был как раз AltaIR Capital. В целом же ведущими инвесторами Mighty Building являются Khosla Ventures и Zeno Ventures. В январе повторно дали денег Bold Capital Partners, Core Innovation Capital, Foundamental, впервые — ArcTern Ventures, Abies Ventures, One Way Ventures и другие. Всего за историю существования стартап привлек $100 млн.
Оживление бумаги: новый бизнес на дополненной реальности
При помощи гигантских 3D-принтеров и робототехники компания печатает модульные дома — от небольших студий до четырехкомнатных квартир. Стартап разработал собственный композитный материал на основе реактопластов и минеральных наполнителей (Light Stone Material — LSM), который не боится высокой температуры и воздействия воды. Первые блоки стартап печатал и накладывал на стальной каркас, но до конца года компания собирается начать печатать юниты полностью на принтере — и стены, и пол, и потолок. Mighty Building продали уже более 50 домов. В январе компания подписала инвестсоглашение о строительстве целого района из 15 домов в южной Калифорнии (в Долине Коачелла, знаменитой своим музыкальным фестивалем).
Проект реализуется совместно с американской компанией Palari Group. Все дома будут построены из экологически чистых материалов. Каждый комплекс площадью порядка 135 кв м будет оборудован бассейном. Площадь всего участка 2 га. Стоимость дома — $600 000-$1 млн.
«Мы не раскрываем финансовые показатели, но можем сказать, что последние полгода количество бронирований растет на 25% ежемесячно», — говорит Солоницын. По его словам, привлеченные деньги пойдут на масштабирование производства и усиление B2B- направления. В идеале девелоперы, строители и архитекторы будут пользоваться технологиями Mighty как услугой, проектируя свои собственные конструкции и используя Mighty Factories для производства нужных им юнитов.
Маркетплейс для работяг
«В стол» сейчас работает сервис по подбору строительных бригад «Точно», который привлек в мае $10 млн от фонда, одним из инвесторов которого является компания О1 Properties. Название фонда компания не раскрывает.
Команда стартапа, по словам представителя компании, собралась из 12 бывших сотрудников ПИК.Про, Delivery Club, «Яндекса», Doc+. Основатель и CEO сервиса — бывший директор по продукту ПИК.Про Дарья Коровина. Собственники — сотрудники компании и инвестиционный фонд, более подробную информацию команда пока не раскрывает.
В основе работы сервиса классическая схема маркетплейса. Девелопер передает сервису контракт, например, на отделку объекта. Сервис генерирует задание. Алгоритм, учитывая навыки и опыт мастера, выдает задание тому или иному исполнителю. Выполненную работу проверяет контроллер через приложение посредством фотофиксации. Качественно выполненное задание идет в так называемую карму исполнителя, что отражается на его рейтинге и последующем уровне зарплаты.
«Мы строим единую экосистему цифровых продуктов, возможности которой закроют весь спектр задач по отделке объекта: от поиска исполнителей, контроля качества, до снабжения материалами и работы с документацией. Наша цель — провести «уберизацию» самой консервативной отрасли», — говорит представитель сервиса.
Сейчас платформа находится на этапе внутренней разработки. По данным компании, этим летом Tochno проводит закрытый тест на первых объектах в Москве и Подмосковье. Полноценный запуск сервиса и привлечение внешних мастеров планируется осенью. К 2022 году команда собирается вести работы по отделке на 10 строительных объектах Москвы и области. «На данный момент несколько девелоперов уже заинтересованы в сотрудничестве, но пока не подпишем финальные договоры, мы не вправе разглашать названия этих компаний», — говорит представитель компании. В 2023 году сервис намерен начать работать по всей России. «Перспективу платформы мы видим в расширении деятельности с отделки на весь спектр строительных работ. Точное строительство поможет снизить риски девелоперов и повысить заработок исполнителей», — заключает представитель.
Под небом голубым
Около $5,5-8,5 млн в совокупности получили два стартапа в области беспилотного мониторинга строительства. TraceAir, основанный в 2016 году Дмитрием Королевым и партнерами, получил $3,5 млн от группы инвесторов во главе с британским фондом XTX Ventures (кроме того, Liquid 2 Ventures, GEM Capital, GPS Ventures и гендиректор Wrike Андрей Филев). Skyeer, стартовавший в 2017 году, привлек от $2-5 млн (точную сумму не раскрывают) от фонда «Новой индустрии (совместного венчурного фонда «Газпром нефти», Газпромбанка, РВК и VEB Ventures).
По словам CEO Russia компании TraceAir Артура Хасиятуллина, привлеченные деньги пойдут на усиление команды по продажам и маркетингу и разработку новых функций. Skyeer, говорит генеральный директор компании Александр Рыжов, направит инвестиции на развития функционала и выход на международные рынки.
И TraceAir, и Skyeer занимаются аэромониторингом и облачным технологиями, которые позволяют удаленно организовывать запуски дронов, собирать аналитику, создавать электронную документацию через 3D-визуализацию, панорамы, видео и так контролировать ход строительства. В структуре собственности TraceAir — четыре основателя в лице Дмитрия Королева, Марии Хохловой, Никиты Ушакова и Александра Соловьева и 11 инвесторов. Ушаков в 2021 году вошел в список Forbes самых перспективных предпринимателей до 30 лет. Партнеры имеют равные доли, в совокупности превышающие инвестиционную.
67% Skyeer владеет Григорий Болотин, 22% — Александр Рыжов и 11% — фонд «Новая индустрия», до инвестиций Болотин и Рыжов делили 75% и 25% соответственно. Skyeer получил свои первые вложения в этом году.
За пять лет существования TraceAir привлекли $7 млн. Следующий раунд, по словам Хасиятуллина, — в сентябре.
До основания TraceAir Королев руководил небольшой веб-студией и мастерил дроны, пытаясь придумать бизнес на стыке IT и пилотирования. Он пробовал разработать платформу для трекинга полетов парапланеристов, приспособить дроны к доставке продуктов. Чтобы лучше разобраться в беспилотниках, в 2014 году Королев отправился в Кремниевую долину. По возвращении нашел клиентов, среди которых оказался крупный на тот момент застройщик группа компаний «Мортон». «Мортон» протестировал TraceAir на строительстве ЖК «Дрожжино» на юге Москвы. В мае 2016 года TraceAir прошел отбор в акселератор 500 Startups (продав 5% компании за $125 000), в 2017 году вышел на американский рынок. Сейчас все основатели переехали в Сан-Франциско и развивают бизнес по ту сторону океана, оставив российский офис во главе с Артуром Хасиятуллиным.
CEO Skyeer Александр Рыжов рассказал, что начал работать в IT-бизнесе с 2014 года — первые проекты были связаны с созданием AR (augmented reality — «дополненная реальность») и VR (virtual reality — «виртуальная реальность») на основе данных с беспилотников. Позже он занимал руководящие должности в TraceAir.
В 2017 году сын создателя концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина Григорий основал Skyeer, в 2018-м Рыжов и Болотин встретились, объединились и занялись аналитикой геопространственных данных в сферах строительства и промышленности. В 2018 году появились первые клиенты: «Газпром нефть», НЛМК, Сбербанк. «Мы помогали в мониторинге нефтебазы «Гладкое» в Ленинградской области и через год открывали объект вместе с руководителем «Газпром нефти» Александром Дюковым», — вспоминает Рыжов.
Сейчас у TraceAir в России 10 клиентов, среди которых ГК «Автодор», «Норникель», «СБ Девелопмент», «Новатэк», Maire Tecnimont, «Газпром инвест», НКК, группа «Эталон», Capital Group, «Интеррос» и другие. По словам Хасиятуллина, TraceAir мониторит строительство участка трассы «М12» Москва — Казань, задействован на 20 площадках «Серного проекта 2.0» для автоматизированного контроля предотвращения рисков экологических катастроф. Также компания активно работает с «Новатэком» по проекту в Новом Уренгое.
По словам Хасиятуллина, наиболее маржинальными проектами в России являются как раз крупные объекты промышленного и дорожного строительства. «Большая площадь застройки или суровые условия севера осложняют работу человека, это создает благоприятные условия по использованию автоматизированных решений в строительстве — дронов и БПЛА (беспилотных летательных аппаратов). В данном случае сегмент демонстрирует высокую экономическую эффективность. Например, за один день нам удалось сэкономить 180 млн рублей на стадии проектирования земляного полотна во время строительства Амурского ГХК. К тому же это осознанный выбор сегмента, в котором мало конкурентов», — говорит Хасиятуллин.
Среди клиентов Skyeer — НИПИГАЗ, НЛМК (с большим объемом контрактов), госкорпорация «Росатом», ГК «Самолет». Как утверждает Рыжов, в этом году стартап реализовал «эксклюзивный для России инструментарий» в проекте с НЛМК — аналитику внутрикарьерных дорог, где все дороги внутри карьера отслеживались по параметрам безопасности и эффективности на основе аэрофотосъемки. Раньше это делали вручную.
В 2020 году Skyeer участвовал в проекте «Росатома» в Бангладеш, где применялась комбинированная аналитика мониторинга стройки на основе спутниковой съемки, беспилотной, наземного лазерного сканирования и проектных 3D-моделей. «Можно было фильм снимать. Мы работали с европейскими и китайскими спутниковыми группировками. Летали ежедневно беспилотниками, делали лазерное сканирование с земли, соотносили с рабочей документацией, генпланом, сетями, кадастром, работали по международными системами координат. В конце выпустили большой отчет на 200 страниц для «Росатома», — говорит он. По словам Рыжова, сейчас обсуждается возможность мониторинга Skyeer других объектов строительства АЭС за рубежом.
В 2020 году выручка TraceAir в России сократилась на 35% по сравнению с 2018 годом. Однако компания довольна своими показателями в 2021-м. «Наши ожидания уже оправдались по результатам пяти месяцев работы в России — выручка за этот период составляет $430 000 (32 млн рублей). Совокупная текущая выручка в США и России на 2021 год — $1,2 млн (88,5 млн рублей)», — говорит Хасиятуллин. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка ООО «Скайер ИТ» за 2019 год составила 18 млн рублей, в 2020-м — 46 млн рублей, и в том и в этом году убыток держится на уровне 16 млн рублей. «Компания зарабатывает, но, поскольку всю получаемую прибыль мы реинвестируем в развитие, компания сейчас планово убыточная», — объясняет Рыжов.
TraceAir и Skyeer конкурируют и не скрывают этого. «У нас серверы хранения, обработки данных и сами решения находятся целиком и полностью в России. У них частично находятся в американской-ирландской юрисдикции. Для крупных федеральных проектов это вопрос не только продукта, но и еще некой информационной национальной безопасности», — говорит Рыжов из Skyeer. Правда, сам он некогда работал исполнительным директором конкурента.
«Получив вместе с нами важнейшие компетенции в области применения беспилотников на стройке и нетворкинга, он вышел из нашей команды развивать свой бизнес в России, видимо, рассчитывая на то, что TraceAir будет продолжать фокусироваться на американском рынке и конкурировать мы не будем, — объясняет Хасиятуллин. — Но планы меняются, и теперь мы часто сталкиваемся в разных аккаунтах. Тот факт, что Александр выходец из нашей команды, даже в какой-то степени играет нам на пользу. Мы знаем его методы работы, приемы, слабые места. Мы понимаем его агрессивную позицию по отношению к нам и выбираем для себя иные методы работы». Кроме того, TraceAir стало проще находить клиентов, говорит топ-менеджер. «5 лет назад продавать наш продукт было неимоверно сложно, так как на рынке, кроме нас, не было никого, что, естественно, вызывало опасения у клиентов, которым не с чем было сравнить наш продукт. С появлением конкурентов, таких как Skyeer и Sarex, появился и отклик от рынка. Заходить в клиента стало проще», — заключает Хасиятуллин.
Трансформация отрасли
Опрошенные Forbes аналитики рынка уверены, proptech-индустрия в России только зарождается. По данным Colliers, объем инвестиций российские проекты не превышает 1% от мировых. В 2020 году, по данным Росстата, доля вложений в IT-технологии в строительной сфере составила 0,5%, в целом по всем видам экономической деятельности — 9%.
Быстро перейти в IT не дает консервативность отрасли: исторически сложилось, что на стройке мало специалистов, способных и кирпичи класть, и владеть компьютерными технологиями, говорят консультанты. «К тому же запустить технологию в строительстве, при нынешней скорости жизни, занимает непозволительно много времени. На внедрение простого решения может уйти минимум год», — объясняет руководитель департамента оценки Cushman & Wakefield Константин Лебедев.
«Зачастую необходимость взаимодействия девелопера с множеством субподрядчиков в ходе строительства осложняет бесшовную передачу данных и использование цифровых моделей, так как часть контрагентов могут относиться к числу ИП и микропредприятий, не заинтересованных и не испытывающих бизнес-потребности во внедрении современных инструментов цифровизации», — говорит руководитель практики по работе с компаниями сектора недвижимости и строительства КПМГ в России и СНГ Светлана Фонарева.
Инвестиции в proptech высокозатратны, результат может быть неочевиден. «Текущий IT-ландшафт российских строительных компаний зачастую фрагментирован и не интегрирован — в нем отсутствуют системы взаимосвязей, необходимые для реализации сквозных бизнес-процессов, обеспечения прослеживаемости и достоверности данных, — объясняет Фонарева. — К тому же участники рынка недостаточно информированы о результатах внедрения IT-решений у конкурентов, поэтому не могут объективно оценивать потенциальный эффект собственных инициатив».
«Потенциальные пользователи пока очень настороженно относятся к такого рода инновациям и неохотно выделяют бюджеты. Ситуацию может переломить то преимущество, которое можно получить над конкурентами в случае правильно проинвестированного и внедренного продукта», — говорит Лебедев. По данным KPMG и PropTech Russia, драйвером инвестиций в стартапы становится заинтересованность акционеров и топ-менеджмента в трансформации отрасли. По данным опроса, проведенного ими в 2020 году, около 85% опрошенных компаний назвали это ключевой предпосылкой грядущих перемен.