Электромобили от бывшего замминистра и платформа для «Содержанок»: кому дали денег больше всех в 2020 году
На протяжение нескольких месяцев Forbes еженедельно публиковал обзор российских проектов, которые получали инвестиции от российских и западных фондов, а также частных инвесторов. В конце года мы подводим итог и рассказываем, какие компании привлекли наибольший объем вложений в 2020-м. Список составлен при помощи аналитической компании Dsight, которая разрабатываеа IT-решения для сбора и анализа данных о венчурном рынке.
«Очень интересный получился публичный топ. В нем разом отразилось сразу несколько важных моментов: например, внимание инвесторов из США к компаниям за рубежом, в Европе и России. Я уверен, что в 2021 году мы увидим больше таких сделок, связанных с Россией и Восточной Европой», — говорит партнер инвестиционного фонда Leta Capital Сергей Топоров. Результат венчурных сделок Miro и Arrival с точки зрения оценки и внимания очень крупных инвесторов можно назвать выдающимся, согласен Алексей Алексанов, сооснователь и управляющий партнер фонда Cabra VC. «Пример Arrival продемонстрировал, что по-настоящему большие истории могут делаться и основателями нашими корнями. Надеюсь, проект реализует огромные ожидания по росту на практике и станет историей успеха реализовавшегося бизнеса, а не только привлекшего много капитала», — добавляет Топоров.
Топ самых привлекательных для инвесторов проектов в целом демонстрирует сложившуюся на рынке за время пандемии ситуацию, комментирует управляющий партнер и сооснователь фонда the Untitled Ventures Константин Синюшин. «Несомненно, Miro отражает тренд на инструменты удаленной коллективной работы, а Arrival — на развитие беспилотного грузового транспорта. Но если то, как эффективно Miro, уже всем понятно, то реального опыта эксплуатации Arrival еще нет, зато есть большой риск неоправданных ожиданий», — рассуждает инвестор.
Вложения «Сбера», «Авито» и «МегаФона» иллюстрируют еще один важный тренд: многочисленные попытки техногигантов вобрать в себя лучшие разработки небольших стартапов, считают Алексанов и Топоров. «Сделки с 2ГИС и MaxPoster — это классический случай, когда крупные компании усиливаются инфраструктурно и продуктово через схему слияния и поглощения. По всем признакам для покупателей это удачное решение, которое способно достаточно быстро окупиться», — считает Алексанов. «В то время, как антимонопольщики и политики США взялись за технологических гигантов, у нас продолжается консолидация крупными игроками массовых сервисов. Немногие крупные проекты защищаются от стремления «Сбера» покрыть все возможные аспекты жизни россиян и пытаются предоставить альтернативы, — говорит Топоров. — Очень интересно будет посмотреть, как продолжится это противостояние».