«Я сказал редакторам: посмотрите, сколько у меня читателей, — и получил работу»
Автор — аспирант Института коммуникаций и медиа Университета Гренобля
Молодой журналист Стивен Жамбо похож скорее на американца, чем на француза. Джинсы, клетчатая рубашка, пуловер. На конференции, посвященной новым медиа, проще говоря, интернет-СМИ, он был звездой, «журналистом нового типа». Он рассказывал студентам единственного во Франции отделения «мультимедийной» журналистики (Университет Поля Верлена города Мец), как строить карьеру. Проблема в том, что целые выпуски журфаков по несколько лет не могут найти работу.
«Французы очень положительно относятся к самой профессии, — рассказывает мне Микаель Шамбрю, исследователь СМИ в Университете Гренобля и бывший репортер. — Считают, что у журналиста высокая миссия, он служит обществу, проводит расследования, способствует демократии и при этом неплохо зарабатывает». Каждый год поток желающих поступить в одну из тринадцати французских школ журналистики нарастает. Например, на 20 мест факультета журналистики при Институте коммуникаций и медиа Гренобля, где я работаю, в прошлом году претендовало 300 человек.
Однако, окончив вуз, многие понимают, что поверили в миф. Высокая зарплата? По официальной информации Синдиката журналистов Франции, шеф-редактор общенациональной газеты получает в среднем около €5000 в месяц, начинающий штатный журналист — €2000, а в региональной прессе первая зарплата журналиста составляет €1300-1400. Для сравнения, зарплаты французских инженеров начинаются с €3000.
Недавний отчет сената о кризисе прессы утверждает, что половина французов уже не читают ежедневных платных газет; их вполне устраивают бесплатные, вроде газеты совсем небольшого формата «20 минут» — издания, популярного во многих европейских странах и самого тиражного во Франции. Свою лепту вносит и интернет с его культурой бесплатности. Экономя на социальных налогах, газеты нанимают студентов журфаков стажерами на зарплату €800. Французские редакции становится все пустыннее. В них остается по несколько штатных журналистов, которые управляют отрядами стажеров и так называемых пижистов (pigistes) — внештатников, которые сотрудничают с несколькими редакциями сразу, получая €60-70 за заметку. Они не защищены социально и, бывает, годами ищут штатное место.
Так что же такого придумал Стивен Жамбо, журналист нового типа? Еще во время учебы в университете Тулузы он обнаружил в сети американский блог Media Shift о «цифровой революции в медиа». Автор блога Альфред Хермида уверял, что теперь мало иметь диплом, разбираться в новостях и бойко писать. «Прочь от журналистских институтов, к индивидуальности и своему имени как бренду в интернете», — звал Хермида. И Жамбо основал информационный блог twitter.com/stevenjambot, в котором стал собирать новости и комментарии как из СМИ, так и от обычных пользователей. Сейчас у микроблога Жамбо почти 5000 постоянных читателей — примерно столько собирают сайты французских региональных газет. И хотя денег блог не приносил, он помог своему владельцу найти работу на престижном телеканале France 24. «Я пришел к ним не как человек с улицы с журналистским дипломом, — рассказывает Стивен. — Я сказал редакторам: посмотрите, сколько у меня собственных читателей, и получил первый контракт». Жамбо уверен, что запуск блога для начала карьеры скоро станет обычной практикой в журналистике, а сами журналисты превратятся в «интернет-аниматоров».
Кто это такие? Сегодня в сети можно узнавать новости раньше телевидения и газет, и главным для журналиста становится умение «упаковать» информацию. Участники конференции сошлись во мнении, что журналист превращается в «крауд-сорсера» и «комьюнити менеджера», задача которого, используя знания и креативность большой аудитории, находить сюжеты, развивать их освещение и направлять поток посетителей на сайт своего СМИ. При этом обязательным навыком становится персональный брендинг — раскрутка собственного имени в интернете.
Похожую историю рассказывают Брюно Мази и Гийом Эрбо, которые, окончив журфак, больше пяти лет проработали внештатниками, а потеряв надежду на постоянную работу, на собственные деньги отправились в 2010 году в Чернобыль. Дорожные заметки, фотографии и видео они вывесили в блоге «Возвращение в Чернобыль». Блог стал популярным и получил материальную поддержку французского Национального центра кинематографии.
А вот отношения с сетью традиционных СМИ складываются непросто. Сначала сеть показалась французским журналистам хорошим выходом. В 2007-2008 годах на рынке появились сразу три крупные веб-газеты: Mediapart, Rue89 («Улица 89») и сатирический bakchich.fr. Под идею возродить умирающий жанр журналистского расследования им удалось сравнительно легко найти инвестиции для запуска сайтов. Создатели проекта Glifpix поступили немного по-другому, переняв модель у американского spot.us: его журналисты предлагают сюжеты расследований, объявляют, сколько потребуется средств, а посетители сайта, если считают тему интересной, жертвуют деньги.
Тем не менее успех традиционных медиа в интернете оказался скромным. Сатирический сайт bakchich.fr сначала перешел на печатную версию, а в январе этого года объявил о закрытии. Mediapart, пытавшийся заработать на платном доступе к статьям, набрал к концу прошлого года 40 000 подписчиков, пожелавших прочитать скандальные признания секретарши из L'Oreal, которая в 2007 году носила конверты с наличкой в предвыборный штаб Саркози. Но затем читатели интернет-СМИ проголосовали деньгами против платного контента.
Журналист Rue89 Жюльен Мартен уверял меня, что их издание вот-вот нащупает экономическую модель, которая позволит сделать его безубыточным. Пока же интернет-СМИ помимо рекламы, которой не хватает на жизнь, зарабатывают чем угодно — от открытия платных школ журналистики до продажи маркетинговым фирмам базы данных о своих подписчиках. Модель «народной журналистики» Glifpix пока тоже не сработала. Например, объявив сбор €1000 на очерк об эмигрировавших на Запад советских артистах, сайт собрал всего €14. В общем, радикальной экономической модели у французских интернет-СМИ так и нет. Зато интернет открыл новые возможности для молодых журналистов вроде Стивена Жамбо. Удивительно, что, овладев новыми навыками в сети, они идут покорять все те же классические газеты и журналы. Вопрос, смогут ли они вернуть традиционным медиа аудиторию и запустят ли долгожданную медийную революцию.
Автор — аспирант Института коммуникаций и медиа Университета Гренобля