Эллиот Данилофф, президент инвестиционной компании ED Capital, привык отдыхать в самолетном кресле, где он проводит более 300 часов в году. Не реже раза в месяц он летает из Москвы в Нью-Йорк на встречи с инвесторами, убеждая их вкладывать деньги в российское животноводство. Уже пять лет Данилофф занимается переводом с языка финансистов с Уолл-стрит на язык директоров сельскохозяйственных предприятий в Башкирии и наоборот.
Без него инвесторы никогда бы не узнали, что бывшие советские колхозы можно превратить в доходные компании, уверен Данилофф. Это куда интереснее, чем сидеть перед монитором и торговать «голубыми фишками». Приходится вникать во все процессы, например, через пару недель свиноматки одного из предприятий наконец-то дадут приплод.
В конце 1990-х американский студент Илья Данилов и представить не мог, что через 10 лет будет уверенно рассуждать о преимуществах датской породы свиней перед российской. В 1994 году, сразу после окончания школы в родном Нальчике, Данилов улетел учиться в Америку (в соседней Чечне уже было неспокойно, а в декабре 1994-го началась война). «Со школьных времен я хотел заниматься финансами и понял, что в России современное образование сложно получить», — рассказывает он. В Lubin School of Business в Pace University Нью-Йорка российский выпускник поступил легко. Здесь Илья и стал Эллиотом и приделал двойное «f» к фамилии в американском паспорте.
После университета Эллиот работал трейдером по облигациям развивающихся стран в Salomon Smith Barney (после 2003 года — Citigroup Global Markets), потом торговал в UBS, был аналитиком в Morgan Stanley. Скорее всего, он так бы и остался одним из тысяч финансистов, постепенно продвигающихся по карьерной лестнице, но в начале 2000-х поехал на родину — Россия входила в моду у инвесторов. И Данилов понял, что деньги и имя нужно делать здесь.
В 2004 году он создал компанию ED Capital, специализирующуюся на покупке акций российских компаний малой и средней капитализации. Стратегия была опробована до него на ваучерах и, например, акциях «Газпрома»: компания Данилова скупала акции региональных предприятий, а аккумулировав достаточный пакет, продавала его стратегическим инвесторам или кому-то из крупных акционеров. Под эту идею Данилов создал хедж-фонд Hudson River Russia Fund, собрав у американских и европейских инвесторов $3 млн. Показательный пример. В 2007 году фонд скупил 5% акций производителя криогенных систем «Криогенмаш». Через год этот пакет выкупили мажоритарные акционеры, участники «Золотой сотни» Forbes братья Ананьевы. ED Capital заработал на этой сделке 250% годовых. К середине 2008 года фонд вырос в 30 раз, до $90 млн.
Финансист определил два приоритетных сектора — сельское хозяйство и инфраструктуру. Почему именно эти? В 2006 году в России был запущен национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» — государство стало субсидировать процентные ставки по кредитам для сельхозпредприятий, а инфраструктура показалась Данилову перспективным направлением, так как во многих регионах пришла в упадок или находилась в зачаточном состоянии. «Непочатый край работы. Практически все надо строить заново», — говорит Данилов.
Незадолго до кризиса 2008 года Данилов поменял стратегию фонда, разбавив портфельные инвестиции прямыми, за $10 млн он купил 54% свиноводческого комплекса «АПК Максимовский» в Башкирии. В то время половина денег фонда была вложена в акции второго эшелона, вроде «Калугаоблгаз», «Ставрополькрайгаз», дорожно-строительной компании «Дорис» из Волгограда или мельничного комбината из Барнаула, еще около 20% акций фонд держал в «голубых фишках» и деньгах.
Кризис сильно ударил по Hudson River Russia Fund — активы под управлением сократились в два раза и до сих пор не выросли, составляют сейчас $30 млн. Более половины денег фонда вложены в «АПК Максимовский», около 20% — наличность, оставшиеся 30% — акции компаний второго эшелона, которые не удалось продать в кризис. В «АПК Максимовский» Данилов сменил директора, установил новое оборудование, завез датских свиней. Дела потихоньку пошли в гору, в 2011 году выручка увеличилась в два раза, до $12 млн.
По прогнозу Данилова, к 2013 году бывший советский колхоз станет крупнейшим производителем свинины в Башкирии с выручкой $50 млн и EBITDA $17 млн. Отдача на вложенный капитал составит более 30% годовых.
Летом прошлого года Данилов сформировал еще один фонд прямых инвестиций — Synergy Hybrid Fund, для начала он собирается инвестировать $50 млн в несколько сельскохозяйственных предприятий Башкирии. Местные власти, с которыми Данилов нашел общий язык, создали инвестору режим максимального благоприятствования. Его компании освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество на пять лет. К фонду Данилова можно присоединиться: минимальная сумма — $1 млн, вознаграждение управляющего стандартное — 2% в год от суммы активов и 20% от прибыли.
Помимо свиноводства у Данилова найдутся и другие предложения. Еще один фонд под управлением ED Capital (Hudson River Russia Growth Fund, запущен в августе 2011 года) вкладывает деньги в «голубые фишки». Впрочем, в него удалось привлечь всего $4 млн, деньги вложены в акции «Роснефти» (11%), «Полиметалла» (9%), «Новатэка» и Сбербанка (по 8%).
Попробовавший себя на всех инвестиционных фронтах Данилов советует сейчас около 40% портфеля держать в ликвидных акциях — «Газпрома», «Лукойла», Сбербанка, «Евраза» (потенциал роста 50%), около трети портфеля — в деньгах в надежде купить дешевые активы, еще треть портфеля можно вложить в акции второго эшелона (старая идея не дает Данилову покоя). Данилов рекомендует акции компаний «Кузбассразрезуголь» и «Уралэлектромедь» (входят в холдинг «Уральская горно-металлургическая компания»), акции региональных газораспределительных компаний, например все тот же «Калугаоблгаз».
А ему самому милее башкирский АПК. Местные свиньи, судя по отчетности «Максимовского», ежедневно прибавляют в весе в среднем 11 т. Это куда интереснее, чем фондовый рынок, упавший в 2011 году на 25%.