Слабая интеграция России в европейскую экономику обернулась огромным плюсом для российской банковской системы: банки не пострадали из-за европейского кризиса суверенных долгов. Впрочем, этот фактор одновременно мешает развитию российских банков, ограничивая доступ к дешевым деньгам, говорится в исследовании «Банковский сектор России и Европы — 2012», которое было выпущено в четверг рейтинговым агентством Standard & Poor's.
В конце прошлого года банки Европы столкнулись с недостатком ликвидности и капитала. Одна из причин — огромное количество токсичных активов в их балансах — в основном суверенных облигаций стран Южной Европы. Европейскому ЦБ пришлось предоставить банкам дешевое финансирование на три года по программе LTRO. Это свыше €1 трлн. Как отмечается в отчете S&P, рейтинги 20 из 50 крупнейших европейских банков были понижены в основном на одну ступень. Причем большая часть этих действий пришлась на конец 2011-го — начало 2012 года. В это время S&P приняла около 40 решений снизить рейтинг банков или прогнозы по ним.
Все это время Россия была для национальных банков тихой гаванью. Средства российских банков были вложены в экономику европейских финансовых институтов (в том числе в греческие долги), в совсем небольшом объеме, отмечает замдиректора департамента финансовых институтов S&P Наталья Яловская. В конце прошлого года представители ЦБ оценивали эти вложения в 700 млрд рублей — 1,7% всех активов банковской системы РФ. Это довольно типично для развивающихся рынков, но помогло избежать проблем. Уровень достаточности капитала российской банковской системы, по оценке S&P, составляет сегодня 6,6% — это выше, чем во Франции, Испании, Италии (см. график).
Впрочем, у отсутствия интеграции российских банков с европейскими есть и минусы, которые будут оказывать все большее влияние на развитие нашей банковской системы по мере оздоровления банков Европы. Один из них — ограниченная возможность занимать деньги на Западе. Российская система до сих пор развивается за счет коротких вложений, что лишает ее дополнительных источников роста, отмечает Яловская.
Это приводит к тому, что наибольшие успехи в конкурентной борьбе показывают государственные банки, имеющие доступ к дешевому финансированию. Результат: банковский сектор России развивается неравномерно. «Тот факт, что государство в состоянии помочь своим банкам, положительный, — говорит Яловская, — однако усиление роли госбанков значительно ограничивает конкурентные преимущества других банков».
Несмотря на в общем благоприятные условия, S&P по-прежнему считает российскую банковскую систему одной и самых рискованных в мире. Агентство считает, что Россия отличается высокой чувствительностью к изменениям цен на сырьевые товары, при этом госбюджет в последние годы все более зависим от нефтяной промышленности. Банковский сектор будет расти быстрее (15-20% в год), чем российская экономика в целом, и это говорит о дисбалансе в экономике. Российская банковская система отстает от других развивающихся стран по уровню кредитного риска (высок уровень потерь по кредитам в кризис), конкуренции, способности привлекать деньги и качеству банковского регулирования.